Фрагмент для ознакомления
2
Ход проведения: проводится индивидуально. Педагог рассказывает истории, ребенок должен их закончить.
Инструкция: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Обработка данных: оцениваются ответы детей, характер поступка, его аргументации, что позволяет оценить степень принятия нравственной нормы и осознанность этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.
Методика 2
Название: «Горошина».
Автор: Г.Р. Гузеева.
Возраст применения: 5-7 лет.
Цель: определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели.
Стимульный материал: листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маска, закрывающая глаза.
Ход проведения: проводится с парой детей. Дети должны выполнить одно задание на двоих, их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно.
Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок, и игра повторяется.
Инструкция: «Один из вас закрывает глаза и рисует горошины. Другой должен подсказывать».
Обработка данных:
Низкий уровень: ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели. Ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель
Средний уровень: дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует не согласованно и достигает результата частично. Ребенок ориентирован на партнера, пристально следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виттенбек В.К. Педагогический эксперимент в начальной школе: диагностические методики: учебно-методическое пособие / В.К. Виттенбек, Г.П. Иванова, А.А. Марченко. – Москва: РУСАЙНС, 2023. – 140 с.
2. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О.В. Дыбина – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. – 152 с.
4. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Москва: Просвещение, 1988. – 190 с.
5. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 79 с.
6. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – Москва: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
7. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – Москва: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
8. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Р. Хузеева. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 65 с.
9. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.