Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
Человек в рамках процесса своего развития регулярно накапливает жизненный опыт, который даёт ему возможность развивать индивидуализированную систему навыков, умений, знаний. Содействуют этому такие феномены как обучение, научение, учебная деятельность и учение. Ключевым феноменом является научение.
Научение
Л.Б. Ительсон понимает это как устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению) и не вызывает непосредственно врожденными физиологическими реакциями.
К.К. Платонов считает , что это результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности.
И.А. Зимняя понимает, что это процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы её организации в условиях Земли).
Виды научения
Импринтинг («запечатление, оставлять след») - Самый простой и быстрый вид научения. Мгновенное научение приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Например: впечатывание образа матери и отца в первые месяцы жизни ребенка; формирование привязанности гусят к первому движущемуся объекту.
Условно-рефлекторное - В рамках этого научения жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Например: слово или некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленные на его поиск.
Оперантное - При данном виде знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций (инстинктивных, безусловных, условных). Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.
Викарное («косвенное научение») - Научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.
Вербальное - Процесс приобретения знаний, опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяснения, образцы поведения и т. п.), является разновидностью знакового научения.
Под термином учение понимается вид деятельности, направленный на обучение личности.
Рассмотрение термина учения с междисциплинарной точки зрения, как представлено И. Лингартом, включает следующие аспекты:
1. с философской точки зрения, учение представляет собой специфическую форму познания, в которой возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д.;
2. с биологической точки зрения, учение рассматривается как адаптационный процесс, включающий наследственность, среду, приспособление и регуляцию;
3. с психологической точки зрения, учение рассматривается как активность субъекта, деятельность и фактор психического развития.
Структура учения включает в себя следующие этапы:
• восприятие информации (ощущение и восприятие);
• понимание (мышление);
• запоминание (память);
• применение (решение проблем);
• контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и непрерывный);
• оценка (промежуточная и итоговая).
Учение как деятельность включает в себя последовательность элементов: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат.
Обучение представляет собой процесс передачи и усвоения опыта поколений через взаимодействие между педагогом и учащимися. Этот процесс включает в себя две основные части: преподавание, которое включает передачу системы знаний, умений и опыта, и учение, который представляет собой усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование и применение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дружилов С. А. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учебное пособие для вузов / С.А. Дружилов. - Москва: Флинта: Наука, 2013. – 237 с.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. – 638 с.
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: [монография] / А. Д. Ишков. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2013. – 224 с.
4. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / С. Д. Резник, В. В. Бондаренко, Ф. Е. Удалов; под общ. ред. С. Д. Резника. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. – 557 с.
5. Резник С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С. Д. Резника. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. – 507с.
6. Самоорганизация студентов 1 курса. /Под ред. П. Е. Рыженкова. – Новосибирск, 1990.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону., 2000, 544 с.
9. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.