Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3 1. Особенности усвоения ребенком грамматического строя русского языка 5 2. Содержание работы педагога по формированию грамматического строя речи у дошкольников 9 Заключение 15 Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Особенности усвоения ребенком грамматического строя русского языка
Грамматический строй является продуктом исторического развития и относительно устойчив. Морфологические элементы (приставки, суффиксы, окончания) мы можем рассматривать как определенные грамматические формы, имеющие определенное значение. Окончание показывает род, число и падеж. Так, например, в слове «звезда» окончание а говорит о женском роде и единственном числе, а в слове «звёзды» ы говорит о множественном числе.
Усвоение грамматики позволяет дошкольнику развивать умение мыслить логично и последовательно, обобщать, правильно излагать мысли, совершенствует самосознание, обеспечивает возможность понимания грамматических правил при поступлении в школу [7, с. 48].
Главной задачей, которая стоит перед системой дошкольного образования, является подготовка ребенка к успешному обучению в школе. И одним из ведущих показателей готовности ребенка к началу школьного обучения является уровень его речевого развития, поскольку благодаря речи, устной и письменной, ребенку предстоит изучать систему знаний.
Особое место в развитии речи детей занимает освоение грамматического строя речи, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и служит для него средством общения со взрослыми и сверстниками [1, с. 156].
В дошкольных учреждениях детей не знакомят с категориями и терминологией грамматики. Правила и законы языка формируются у детей самостоятельно в результате подражания речи взрослых при наличии активной речевой практики, благоприятных условий воспитания, развитого словаря, фонематического слуха и состояния нервной системы [11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011 – 322 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. - 2-е издание, перераб. - М.: Издательство «Просвещение», 1981. - 256 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: сборник научных трудов / А. Н. Гвоздев. - М.: Издательство «Детство-пресс», 2007. – 471 с.
6. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2000. – 378 с.
7. Москвина А.С. Актуальные тренды развития современного дошкольного образования // Проектирование образовательных систем в условиях реализации ФГОС: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Армавир, 2018. – С. 48–54
8. Новоторцева Н. В. Методика развития речи у неговорящих детей: учебно-методическое пособие / Н. В. Новоторцева – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. - 61 с.
9. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.
10.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.-М.:Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2010. — 288 с.
11.Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева.-Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996. - 80 с.