Фрагмент для ознакомления
2
1. Технология принятия решений
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно.
Управленческие решения принимаются в ситуациях:
- возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
- необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
- необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями [5].
Принятие управленческого решения предполагает действия, направленные o на восстановление контроля за ходом событий; o корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой; o использование открывшихся возможностей Управленческие решения принимаются на всех уровнях иерархической структуры предприятия.
При этом определяются цели, формы деятельности, ресурсы, возможности, трудности и пути их преодоления. Все эти моменты формируются в виде управленческого решения.
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы. Для управленческого решения характерны:
- целенаправленность;
- волевой характер;
- директивность;
- конкретность.
Под управленческим решением понимается результат деятельности руководителя, которое целенаправленно воздействует на объект управления. Иначе говоря, управленческое решение — это акт изменения ситуации, разрешения проблемы, способ воздействия на различные процессы и систему в целом. Управленческие решения рассматриваются как действия руководителя, которые, в свою очередь, приводят к консенсусу или изменению ситуации. Прежде чем выдвинуть какое-либо решение необходимо провести анализ данных, характеризующих конкретную ситуацию, определить цели и задачи [2].
Необходимость принятия решения возникла в процессе взаимодействия людей. Это и послужило основой для возникновения и развития теории управленческих решений. Самым важным элементом в принятии управленческих решений является технология данного процесса, так как она обеспечивает контроль над ним.
На данный момент в науке существует теория процедурной рациональности и «теория перспектив» Даниеля Канемана и Амоса Тверски. Первая теория гласит о том, что эффективность управленческого решения обусловлена качеством проведенной процедуры принятия решения. Решение считается рациональным, если технология его принятия была грамотно осуществлена. Для тех, кто полностью полагается на интуитивное принятие решений, свойственны значительные отклонения от рациональности. Интуитивные инструменты принятия решений вырабатываются у людей в привычных для них условиях на протяжении жизни, в связи с этим в иных условиях, непривычных для индивида, интуиция не будет эффективна [5]. Обычно рациональная технология аналитического принятия решения в сложных проблемах предполагает следующие фазы:
1) постановка проблемы;
2) формулировка ограничений и критериев принятия решения;
3) генерирование вариантов решения;
4) оценка предпочтительности вариантов во всех важных аспектах (если проблемная ситуация реализуется в условиях неопределенности будущего, оценка предваряется прогнозирование последствий принятия каждого из вариантов);
5) выбор наиболее предпочтительного варианта решения;
6) реализация;
7) обратная связь.
Данная теория принятия решений считается традиционной и основывается на принятии решений на рациональных основаниях. Необходимо заметить, что труды Даниеля Канемана противоречат рациональной теории принятия решений. Он анализировал механизмы принятия решений индивидом в неопределенных и рисковых ситуациях. Канеман считает, что люди принимают решения нерационально, делают выводы на основании ограниченного объема информации. Ученый утверждает, что индивиды зачастую принимают неразумные решения, которые невыгодны им самим.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 392 с.
2. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
3. Панфилова, А. П. Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Панфилова, А. В. Долматов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 488 с.
4. Скибицкая, И. Ю. Деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 239 с.
5. Теория принятия решений в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / В. Г. Халин [и др.] ; под редакцией В. Г. Халина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 250 с.