Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение ................................................................................................. 3 Основная часть ........................................................................................ 3 Теоретические вопросы........................................................................... 4 1. Отрасли научных знаний, предметом изучения которых является труд, трудовая деятельность. ............................................................................ 4 2. Профессионализм: психологические условия достижения профессионализма. ........................................................................................... 4 Практическое задание. ............................................................................ 6 1. Разработайте модель профессионального консультирования с учетом гендерных особенностей оптанта. Разработанную модель обоснуйте. .......... 10 Заключение ........................................................................................... 15 Список использованной литературы..................................................... 15
Фрагмент для ознакомления
2
Трудовая деятельность, или труд, представляет собой очень сложное и многогранное явление человеческого существования. В связи с этим вполне естественно, что она изучается многими науками, являясь для них общим объектом изучения. Речь идет, прежде всего, о таких научных дисциплинах, как социология и психология труда, экономика труда, право, физиология и гигиена труда, история труда и др. Главным и вечным естественным условием существования человеческой жизни является труд. Именно таким условием оно выступает, поскольку представляет собой целенаправленную деятельность, в которой люди с помощью орудий воздействуют на природу и используют ее для создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В результате труд оказывается основополагающим социальным фактором и определяет все жизненные функции общества на всех исторических этапах его развития. Именно этим определяются экономическая деятельность и социальная структура общества, механизмы власти, господства и подчинения, факторы социализации личности (семья, школа, трудовой коллектив и т. д.) и культура, и прежде всего образ жизни людей и уровень их благосостояния. Недаром гениальный писатель и знаток человеческих душ Лев Николаевич Толстой подчеркивал: «Труд — великий двигатель человеческой природы: он — единственный источник земного счастья и добродетели».
Вопросы профессионализма становятся все более актуальными в современной организационной психологии и управлении персоналом. Все темы, связанные с профессионализмом, вызывают интерес у специалистов различных дисциплин и практиков. В настоящее время все больше внимания уделяется управлению персоналом, профессиональным вопросам, оптимальному сочетанию индивидуальных особенностей, карьеры и образа жизни в различных типах организаций.
Основная часть
Теоретические вопросы
1. Отрасли научных знаний, предметом изучения которых является труд, трудовая деятельность.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – со второй половины XIX века.
Становление наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, техники и организации производства. Как и в любой области знаний, в науках о труде происходит процесс выделения отдельных областей в самостоятельные науки [14].
Отмечая целостный характер дисциплины и зачастую неясные границы между самой психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью родства с психологией [15]:
1) экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогика
2) технические дисциплины, предметом которых является теория, расчет и конструирование машин и инструментов, иначе - приборостроение трудовых процессов;
3) области объектов человеческой деятельности - биологические, технические, символические, социальные системы, искусство.
Особенности понимания и изучения труда и его предмета в разных науках отражаются в их понятийном аппарате.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова Г.С. Особенности образования взрослых Журн. Менеджер по персоналу. - 2017. - № 2. - С. 42.
2. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Издательство «Институт психологии. РАН», 2016. – 623 с.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учеб. СПб: Питер, 2003. - 256 с.
4. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Новокузнецк. СО РАО, ИПК, - 2015 (выпуск 8), - С. 26-44
5. Ермакова З. В. Профессиональная личность социального педагога: Дис. ...канд. психол. наук. – Владивосток, 2017. – С. 14.
6. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Введение в акмеологию. Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО Издательство «Иваново», 2013. – 256 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 стр.
8. Кирдянкина С.В. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей: Автореф. дис. дис... канд. пед. наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Кирдянкина Светлана Владимировна // Дальневосточный государственный гуманитарный университет. – Хабаровск, 2019. – 27 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЕК, 2016. - 400 с.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2016. – 308 с.
11. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие / Л. М. Митина [и др.]; Под общей ред. Л. М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
12.Мышкина В. Т. Психология профессионализма. – М.: АО «Московские учебники и картолитографии», 2021. – 200 с.
13. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. разрешение. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 448 с.
14. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2015. – 336с.
15. Маркович. Д. О предмете и задачах социологии труда.// Экономическая социология, 2016. 63 – 65с.