Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Если говорить о концепции естественного права в юриспруденции, то она появилась еще в Античный период.
Философской основой представлений о праве, как о праве должного, стало естественное право. На протяжении истории человечества концепция естественного права - это своеобразная форма выражения требований общества к государству о содержании права. Естественно - правовая концепция наибольшую популярность приобретает в периоды социальных перемен, связанных с кризисом в экономике, политике, религии, нравственности. Значимым этапами доминирования естественно-правовой теории были следующие периоды: ХVI-ХVII вв., конец ХIХ-первая половина XX вв.
Основоположником рационалистической концепции естественного права признается выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645 гг.). С его именем связаны две эпохи - Средневековье и новое время. Гроций, выросший в духе гуманизма, стремился разобраться в различных конфликтных ситуациях, используя правовые категории, в основе которых были нравственные принципы.
Таким образом, его правовая концепция рассматривает обширный круг юридических вопросов, ранее не исследованных в правовой литературе.
Целью данной работы является рассмотрение учения Г. Гроция о государстве и праве.
1 Социально-политические воззрения и их исторические аспекты в эпоху Просвещения
В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом.
Сущность человека материалисты эпохи Просвещения сводили к чувственной биологической природе. Философы колебались между деизмом и атеизмом, вследствие чего часто отрицалось духовное начало в личности и его посмертное бытие в формах или в душе, сознании, разуме и духе.
Человек в эпохе Просвещения – одушевленная, чувствующая машина.
Полагая, что человек – это существо природы, философы Просвещения обосновывали равенство людей, которое существует изначально от рождения. Но реальность в социуме была далека от такого идеала. Т. Гоббс и Дж. Локк говорили о том, что, поскольку существует трудовая деятельность, то формируется собственность и неравенство в обществе.
После государственного переворота в Англии (1688 г) престол занимает Вильгельм Оранский, установивший констутиционную монархию, благодаря которой крупная буржуазия получила доступ к управлению государственными делами.
Предпосылки создания концепции общественного договора состоят в том, что в передовых странах эпохи Просвещения, а именно во Франции, Англии, Германии и других странах Европы сильно выросло число грамотного населения, а также знания стали гораздо более доступные и перестали считаться предметом владения привилегированной части общества. Сами ученые прикладывали усилия, чтобы распространить научные познания Нового времени.
В обществе преобладал рационализм и либеральные идеи, что также могло поспособствовать созданию теории общественного договора. Люди осознали факт того, что они могут иметь равные права с теми, кто над ними властвует. Совокупность вышеперечисленных факторов повлияла на осознание того, что возможна иная концепция взаимодействия между властью и народом, коей и является теория общественного договора .
К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно–политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583 - 1645), Томаса Гоббса (1588 - 1679), Джона Локка (1632 - 1704), Шарля Луи Монтескье (1689 - 1755). При этом нужно признать, что в формировании идейно - политического облика Руссо решающую роль сыграли его необыкновенные способности, крупный литературно-художественный талант, страстное стремление к свободе, равенству, всеобщему счастью и, наконец, прочная политическая солидарность с людьми «третьего сословия».
Томас Гоббс (1588 - 1679) был первый, кто сформулировал полноценную концепцию общественного договора. Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии. В «естественном состоянии» человек слепо отдается природному порыву человеколюбия. В этом состоянии сострадание заменяет законы, нравственность, доблесть, никто не пытается ослушаться его нежных призывов .
Напротив, разум, развившийся по выходе из «естественного состояния», рождает самолюбие, мышление укрепляет его, философия же окончательно и совершенно изолирует человека. По мнению Гоббса люди, жившие в предгосударственное время, находились в «естественном состоянии». Характерной чертой «естественного состояния» являлась война «всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, люди решили заключить общественный договор. Концепция Т. Гоббса состоит в том, что люди, заключившие общественный договор, отказались от своих естественных прав ради создания безопасного общества, что привело к созданию государства, которое защищало новообретенные права и регулировало социальное взаимодействие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права // Сов. Ежегодник международного права. 1982. М., 1983. С. 252-267.
2) Буткевич В.Г. Политико-правовые взгляды Г. Гроция // Сов. го-сударство и право. 1984. № 9. С. 80-87.
3) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1991. - 731с
4) Грабарь В.Э. Трактаты Гуго Гроция, посвященные международному праву //Известия Ан СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 1. С. 39-48.
5) Ильинова С.В. Социально-политические воззрения и их исторические аспекты в эпоху Просвещения// НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 июля 2023 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 2 / - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 72-73
6) Казарин А.И. Г. Гроций как политический мыслитель // Вестник истории мировой культуры. 1958. №6. С. 59-76
7) Какурина М. В. Правовая концепция Гуго Гроция//ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. 2019. № 4. С. 34-36
8) Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. - М.: Канон, 2009. - 183 c
9) Магденко А. Д., Клементьева Д. А., Юлбаева М. В. Роль Гуго Гроция в становлении науки международного права//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Том Часть 2. 2019. С. 161-165
10) Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху Средневековья и нового времени и роль Г. Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны: Автореф. дис... канд. юрид. наук. н.новгород, 2000.
11) Чичерин Б. Н. Политические мыслители. СПб.,1999.
12) Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 2001.