Фрагмент для ознакомления
2
1. Историко-культурологические аспекты бытования эпохи историзма и эстетизма
Эклектика вошла в практику в конце 19 века, когда архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создавать невиданные проекты. Из полного каталога прошлых стилей возможность смешивать стили обеспечивала большую свободу выражения и служила неиссякаемым источником вдохновения. В то время как другие профессионалы в области дизайна (называемые "возрожденцами") стремились тщательно имитировать прошлые стили, эклектика отличалась, поскольку главной движущей силой было созидание, а не ностальгия [2], и существовало желание, чтобы дизайн был оригинальным.
Эклектизм сочетал новые архитектурные элементы с прежними стилями, создавая широкий спектр возможных дизайнов. Слово происходит от греческого eklektikos (“избирательный”), подразумевая художественный стиль, допускающий свободу в выборе исторических прототипов для интерпретации.
Эклектическое движение было особенно широко распространено по всей Европе во второй половине девятнадцатого века. Примерами эклектики являются возрождение готики, барокко и неорусский стиль.
Правление царя Николая I совпало с эпохой романтизма, когда многие русские архитекторы работали в стиле неоготики. В период с 1840-х по 1860-е годы такие архитекторы, как Генрих Штакеншнайдер, Харальд Юлиус фон Боссе и Людвиг Бонштедт, вдохновлялись мотивами барокко и рококо.
В 1860-х годах царь Александр II освободил крепостных и реформировал многие другие сферы российской жизни. Это вызвало новую волну интереса к российской истории в контексте европейской и мировой истории.
Это совпало с технологическим прогрессом и публикацией новых научных работ по архитектуре и археологии. Результатом стало более глубокое знание культур прошлого, что способствовало более сложному художественному стилю и расцвету эклектики в России.
В 1860-х годах царь Александр II освободил крепостных и реформировал многие другие сферы российской жизни. Это вызвало новую волну интереса к российской истории в контексте европейской и мировой истории.
Правление царя Александра III ознаменовало возвращение к консерватизму и национализму, когда сохранение и изучение национального наследия стало важным аспектом государственной политики. Эта политика была продолжена в начале правления царя Николая II.
В последней трети XIX века русские архитекторы-эклектики использовали стилистику барокко и рококо. Готические элементы оставались популярными наряду с мотивами ренессанса и неоклассики.
Термин «электика» также используется в отношении многих архитекторов 19-го и начала 20-го веков, которые проектировали здания в различных стилях в соответствии с пожеланиями правителей или своими собственными. Стили, как правило, были возрожденческими, и каждое здание могло в основном или полностью соответствовать выбранному стилю или само по себе представлять собой эклектичную смесь. Архитектура неоготического возрождения, особенно в церквях, скорее всего, стремилась к относительно "чистому" стилю возрождения определенного средневекового периода и региона, в то время как к другим возрожденным стилям, таким как неоклассика, барокко, стиль палаццо, якобетинский, романский и многие другие, вероятно, относились более свободно.
Резиденция буковинских и далматинских митрополитов, работы Йозефа Главки, в 1882 год, Черновцы, Украина, с основанием в кирпичной готике.
Здание Астон Уэбб в Бирмингемском университете (1900-1912), Великобритания, в квазивизантийском стиле.
Европа
Эклектичная архитектура впервые появилась в континентальной Европе в различных странах, таких как Франция (архитектура в стиле бозар), Англия (викторианская архитектура) и Германия (Грюндерзайт)[2], в ответ на растущее стремление архитекторов к большей выразительной свободе в своей работе.
Школа изящных искусств в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, готовила студентов в строгой и академической манере, наделяя их навыками и профессиональным престижем. Преподавателями школы были одни из ведущих архитекторов Франции, и этот новый метод преподавания был настолько успешным, что привлек студентов со всего мира. [3] Многие выпускники впоследствии стали пионерами этого движения и использовали свое образование в области изящных искусств в качестве основы для новых эклектичных дизайнов.
В то время как практика этого стиля архитектуры была широко распространена (и ее можно было увидеть во многих ратушах, построенных в то время), [1] эклектика в Европе не достигла того же уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке – поскольку предполагалось, что присутствие старой, аутентичной архитектуры снижает уровень привлекательность исторической имитации в новых зданиях. [3]
Северная Америка
Конец 19-го века ознаменовался глубоким сдвигом в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в Школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен Макким, были ответственны за возвращение подхода в стиле бозар из Европы, который, как говорили, был краеугольным камнем эклектичной архитектуры в Америке. [3] Во времена растущего процветания и коммерческой гордости в крупных городах по всей стране было введено в эксплуатацию множество эклектичных зданий. Этот стиль процветал, поскольку привносил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более глубокому восприятию культуры и истории Америки. В случае Ханта и многих других архитекторов-эклектиков его "типично эклектичная точка зрения" позволяла ему делать стилистический выбор, основанный на том, что подходило конкретному проекту или клиенту. Эта гибкость в адаптации и свободное смешивание стилей придавали дизайнерам-эклектикам большую привлекательность.
Создание небоскребов и других крупных общественных пространств, таких как церкви, здания судов, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн больше не был предназначен только для представителей высшего общества, но и был доступен широкой публике.[3]
Показать больше