Фрагмент для ознакомления
2
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) начального общего образования (НОО) обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
1 класс (7 лет)
Учащиеся проходят индивидуальную диагностику своих достижений дважды в год: в начале и в конце учебного года, по завершении программы.
Диагностический этап
Диагностика проводится дважды в течение учебного года: в начале (в сентябре и октябре) и в конце (в апреле и мае) учебного года.
Методы диагностики и оценки результатов включают:
• оценка речи и языкового развития;
• оценка психологического состояния;
• наблюдение за психологическим и педагогическим прогрессом;
• анализ академической и творческой деятельности;
• консультации с родителями и педагогами.
Подход к проведению индивидуальной психолого-педагогической диагностики:
1. Сбор анамнестических данных.
В начале работы специалисты изучают историю развития ребенка, его анамнестические данные, знакомятся с работами и творчеством ребенка, а также проводят беседы с его близкими.
Особое внимание уделяется развитию ребенка с первых дней жизни, сведениям, полученным от родителей, их привычкам, реакции на окружающую обстановку, а также другим аспектам поведения и развития ребенка в раннем возрасте.
Также необходимо выяснить, как ребенок взаимодействовал с окружающими людьми, его реакцией на различные ситуации, а также особенностями его речи, игровой деятельности и продуктами творчества.
На основе медицинской карты необходимо сделать заключение о общем физическом состоянии ребенка, учитывая информацию о посещениях различных специалистов и о диагнозах.
При анализе речевого развития важно отметить моменты появления гуления, лепета, первых слов и фраз, а также выяснить, прерывалось ли речевое развитие и по каким причинам, использовал ли ребенок жесты для замены или дополнения речи, как окружающие относятся к его речевому развитию, и проводил ли ребенок занятия с логопедом, и какие результаты были достигнуты.
2. Диагностический материал
Методика «Домик»
Цель - Определение способности ребенка копировать сложные образцы. Это задание помогает оценить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его воспроизводить, а также выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и моторики рук
Оборудование - Образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Ход - Перед началом задания ребенку объясняют следующее:
«У тебя перед глазами лежит лист бумаги и карандаш. Твоя задача - нарисовать на этом листе рисунок, который будет точной копией того, что изображено на этом образце (показывается лист с изображением домика). Постарайся быть внимательным и точным, чтобы твой рисунок был как можно более похожим на образец. Если что-то не получится, не стирай ошибку ластиком или пальцем (убедитесь, что у ребенка нет ластика). Просто нарисуй правильное изображение поверх неправильного или рядом с ним. Ты понял задание? Тогда можно начинать».
Методика «Что звучит?»
Цель - Оценка уровня развития способности восприятия звуковых сигналов от неречевых источников на примере звучащих игрушек
Оборудование - Ширма, игрушки с звуковыми эффектами (резные, бубен, колокольчик, барабан, молоток)
Ход - Ребенку показывают игрушечные музыкальные инструменты - барабан, колокольчик, молоточек, погремушку, бубен - и просят его повторить их названия. Затем предлагают послушать звуки, которые они издают: удар по барабану, звон колокольчика, стук молоточком, звук погремушки и бубна. После этого просят ребенка вновь назвать игрушки. Затем устанавливают ширму, и за ней по очереди просят ребенка прослушать каждый звук и назвать соответствующий инструмент, используя инструкцию: «Теперь послушай и скажи, какая игрушка звучала. Назови ее».
Показать больше