Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В течение истории психологии было предложено множество подходов к изучению личности. Наиболее ранние теории, такие как фрейдизм и юнгианство, основывались на психоаналитических принципах и уделяли большое внимание бессознательным процессам и теории личностного развития.
Сознание же с физиологической точки зрения, будучи внутренней системой, объективно, материально, а с психологической точки зрения (внешней системы) – субъективно и идеально. Внешняя (первичная) система – объективный мир, общество и природа в сознании, а внутренняя (вторичная) – это психофизиологические процессы. Если внешние факторы определяют сущность сознания, то психофизиологическими процессами обусловливаются все психические явления (чувства, мысли, эмоции, восприятия, воображение, память, представления и др.). Все содержание сознания находится в этих психологических формах. И, как правило, сознание не переходит границы психологических процессов .
Целью данной работы является рассмотрение личности как социальной системы; сознания и менталитета личности.
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Рассмотрим основные подходы к трактовке личности в зарубежной психологии.
Социогенетический подход рассматривает личность с точки зрения строения социума, способов социализации.
Другой подход – теория научения, когда личность – это итог подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.).
Существует и теория ролей, утверждающая, что социум предлагает каждому совокупность устойчивых способов поведения, которые зависят от его статуса.
Биогенетический подход уделяет внимание биологическим процессам созревания организма, так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.
Психогенетический подход говорит о важности как среды, и так и развития психических процессов.
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.)
Карл Густав Юнг и Зигмунд Фрейд были известными психологами, которые внесли значительный вклад в изучение личности и индивидуальности. Оба ученых были представителями психоанализа, но их подходы к изучению личности были различными.
Зигмунд Фрейд считал, что личность формируется под влиянием бессознательных процессов, которые происходят на ранних этапах жизни. В своей книге «Я и Оно» он впервые использует термин Супер Эго. Зигмунд Фрейд разработал концепцию трех составляющих личности: это Ид, Эго и Суперэго. Ид представляет собой нашу животную природу, наши инстинкты и желания. Эго-это наша реальная личность, которая приспосабливается к социальным нормам и требованиям окружающей среды. Суперэго - наша мораль и совесть, которые формируются под влиянием наших родителей и общества.
Карл Густав Юнг, в свою очередь, считал, что личность состоит из трех компонентов: сознательного, бессознательного личного и бессознательного коллективного. Он также разработал концепцию архетипов, которые представляют собой коллективные образы, находящиеся в бессознательном. Юнг считал, что бессознательное необходимо включать в изучение личности и что только тогда можно полностью понять человека .
Фрейд считал, что основные моменты формирования личности происходят в детстве, а Юнг считал, что важно учитывать как индивидуальную, так и коллективную сторону личности.
Один из самых известных подходов - теория личности Альфреда Адлера. Он рассматривал личность как целостную и уникальную структуру, которая складывается из ранних детских впечатлений и взаимодействий с окружающей средой. Адлер считал, что личность не является статической конструкцией, а может меняться и развиваться на протяжении всей жизни.
По мнению Адлера, индивидуальность - это особая форма выражения личности, которая зависит от социальной и культурной среды, в которой человек вырос и развивался. Он утверждал, что каждый человек имеет свои индивидуальные ценности, убеждения и цели, которые формируются под влиянием его личностных особенностей и жизненного опытах
Другой важный подход - теория Карла Роджерса.
Личность, с точки зрения К. Роджерса, представляет собой дифференцированную (и при этом центральную) часть общего феноменологического поля, то есть часть опыта индивида, его ядро. Она возникает в процессе развития индивида и заключает в себе осознание им самого себя, своего опыта, своего бытия. Первоначальные проявления индивида предопределены наследственностью. Но по мере приобретения опыта он формируется как личность, которая, дифференцируясь, складывается в особую индивидуальную структуру. По мере развития личность становится все более и более «социализированной», и более самостоятельной .
Индивид обладает совокупностью различных, постоянно меняющихся опытов (входящих в «феноменологическое поле»), причем под опытами К. Роджерс понимает все, что происходит в организме, включая не только восприятие и движение, но и физиологические процессах
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Адлер А., Наука о характерах : понять природу человека. — Москва : Академический Проект, 2011. — 253 с.
2) Аллахвердов В. М., Порог осознания как эмпирическая данность и как логическая неизбежность // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 6. — С. 14-15
3) Бельский В.Ю., Человек: индивид, индивидуальность, личность: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 351 с.
4) Борегар М., Войны мозга: научные споры вокруг разума и сознания. — Москва : Эксмо, 2020.
5) Выготский Л.С. Поведение животных и человека // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М., 1960. С. 397–457
6) Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1 / сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. Москва : Мысль, 1989. С. 285
7) Дмитриев Т.А. Человек-дух и человек-машина в философии Рене Декарта // Декарт Р. Человек / Пер. франц. Б.М. Скуратов; составление, примечания, послесловие Т. А. Дмитриев. Москва: Издательская консалтинговая группа «Праксис», 2012.
8) Ермак В. Д., Проблемы моделирования категорий «личность» и «индивидуальность» // Психология и соционика межличностных отношений. — 2018. — № 5/6. — С. 5-8
9) Иванов Д. В., Натурализм и нормативность сознания // Вопросы философии. — 2022. — № 1. — С. 78-80
10) Калина Н.Ф. Психология личности.- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, 2020. С. 94.
11) Корсакова Н. К., Сознание и память: иерархия или паритет? : (нейропсихологическое исследование) // Вопросы психологии. — 2021. — № 2. — С. 64-70
12) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016.
13) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
14) Леонова А. Б., Психологические науки о труде и трудящихся в Московском университете - к 50-летию кафедры психологии труда и инженерной психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2021. — № 2. — С. 4-5
15) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012 – 352 с.
16) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986.
17) Олпорт Г., Становление личности : Избр. тр.. — М. : Смысл, 2002. — 461 с.
18) Перевозкина, Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи, 2018. – С. 19–21.
19) Попов Л. М., Истоки когнитивно-поведенческой психологии в работе В. М. Бехтерева "Сознание и его границы" // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 83-90
20) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
21) Фромм Э. Бегство от свободы. – AST Publishers, 2017. – 121с.
22) Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное. – СПб.: Академ. Проект, 2009. – 190 с