Фрагмент для ознакомления
2
Правоохранительная функция – наиболее важная среди других функций государства, отражающая одно из основных направлений деятельности государства по защите своего населения от противоправных посягательств посредством принятия норм права – общеобязательных формально определенных правил поведения, установленных государством посредством закрепления и опубликования их в нормативно-правовых актах, обладающих как признаком императивности, так и диспозитивности, целью которых является регулирование общественных взаимоотношений.
Выполнение данной функции предполагает наличие в государственной правовой системе определенной сложившейся устойчивой предметной деятельности органов власти в важнейших сферах общественной жизни – принципа функционального разделения властей. Конституция Российской Федерации в ст. 10 закрепляет данный принцип в виде трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых обладает собственными задачами и компетенцией. Безусловно, каждая ветвь власти в той или иной мере осуществляют защиту населения, но наиболее точно данную задачу отражает судебная ветвь власти, поскольку именно её деятельность напрямую связана со ст. 2 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, что является одной из наиболее важных обязанностей государства.
Осуществляя вышеназванную задачу, судебная ветвь власти сформировала определенную систему органов, отправляющих правосудие путем разрешения споров и рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции, – судебную систему. Положения Конституции Российской Федерации подразделяют данную систему по судопроизводству на: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство .
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы проводимых реформ в сфере арбитражного судопроизводства, задачами которого являются защита оспариваемого или нарушенного права субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом хотелось бы отметить, что представляется не вполне корректным использование понятия «арбитражное судопроизводство». Это связано с тем, что согласно Конституции РФ, судебная власть в России осуществляется при помощи конституционного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства. В связи с тем, что арбитражные суды осуществляют гражданское и административное судопроизводство в рамках своей подведомственности, правильней определять судопроизводство в арбитражных судах как «арбитражный процесс».
Обращаясь к истории арбитражного процесса в России, необходимо отметить, что она берет свое начало с 1992 года, когда был введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс РФ .
Однако подобные суды существовали в России и ранее. Впервые о судах для торгового сословия упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1135 г.). В XIX веке становление и развитие судебной системы привело к учреждению специализированных коммерческих судов в 1832 году. По известным причинам в советский период данный вид судебного процесса не был представлен в советской правовой системе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.06.2023, с изм. от 20.11.2023) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
7. Определение Верховного суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 308-ЭС16-6887.
8. Определение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2022 по делу № А11-1203/2022.
9. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2022 № Ф08-6015/2022.
10. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 по делу№ А32-320/2021.
11. Канцер Ю.А., Колосов П.П. О процессуальных вопросах пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции // Вестник арбитражной практики. 2019. N 2. С. 56 – 64.
12. Магомедова М. А., Курахмаев М. М. Выбор компетентного суда как предпосылка права на обращение в арбитражный суд // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 43, № 3. С. 110–115.
13. Мишин В.В. Обоснованность и мотивированность как требования, предъявляемые к процессуальным решениям // Российский судья. 2019. N 11. С. 32 – 36.
14. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 1 полугодие // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 09.12.2023).