Фрагмент для ознакомления
2
Многие исследователи склонны считать русский этнос моложе этносов Европы и Азии, утверждая, настоящее развитие русских славян началось со времени принятия христианства князем Владимиром. Действительно, православная культура составляет основу традиционной культуры цивилизации России. В то же время представляется интересным, как это называется заглянуть вглубь веков, чтобы проследить на всём историческом протяжении культурный код российского народа.
Великий русский философ А.С. Хомяков в своём труде «Записки о всемирной истории» излагал историю древнего мира через призму борьбы двух противоположных начал – свободы духа и духа необходимости, названных им Иранством и Кушитстсвом. К племенам иранского типа он относил народы Ирана, принявшие учение Заратустры, народы Индии, имеющие арийские корни и признавшие Брахму Единым Творцом вселенной, славянские народы, принявшие христианство как религию Единого Творца, видимого в трёх ипостасях. Для этих народов, по мнению учёного, характерны свобода духа, высокое чувство ответственности и строгая мораль. Для кушитских племён, т.е. племён Древнего Египта, буддистов, иудеев после неприятия христианства характерно мировоззрение, признающее божество, распространённое в мире, как безличную субстанцию, либо мир, распространённый в божестве, что можно увидеть на примере эманаций различных божеств Древней Эллады или Индии .
Введение христианства в Древней Руси положило конец языческой мифологии, хотя некоторые её персонажи отождествлялись с христианскими святыми, например, Перун со Св. Ильёй, Ярило сопоставлялся со Св. Георгием. Св. Георгий - образец сословной чести для князей, также как древний Перун, предстаёт в виде всадника, поражающего дракона. С XIV века его изображение становится эмблемой Москвы, а затем входит в герб Москвы и герб Российской империи .
Выбор князем Владимиром восточного варианта христианства определил историческое развитие русской цивилизации. Православие помогло основать мощное централизованное государство, создать идейные основания для самодержавия.
Великий московский князь Иван III в конце XV века присоединил к Московскому княжеству Новгородскую республику, после чего миссия по объединению была закончена при Василии III и Иване IV. Герб Московского государства - двуглавый орёл Византийской империи. В XV веке Россия оказалась единственной православной культуры, развивающейся в условиях государственной независимости. Православный Константинополь попал под власть Римской Унии, а маленькое Московское княжество неожиданно превратилось в самое большое государство в мире. В 1551 году при Иване IV Собор русской православной церкви провозгласил преимущества русской версии православия над другими. В религиозной жизни в то время установился тип так называемого «уставного благочестия», декларировавший строжайшее исполнение религиозных предписаний. Интересно, что Иван IV учреждал опричнину как своего рода монашеский орден .
Религиозные движения иосифлян и заволжских старцев играли в это время большую роль в становлении религиозного сознания русской знати и простого народа. Заволжцы-нестяжатели несли идею служения Богу в отречённой молитве, иноческом житии, продолжали традиции Афонского монашества и в принципе отделяли церковь от государства. Нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским считали, что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, «нестяжанием» земных богатств и владений. Иосифляне, наоборот, стремились к деятельному житию и оказании поддержки государственной власти, для чего отдавали свои монастыри под покровительство царя. Делая особый упор на соблюдении обрядов и ритуалов, иосифляне, в сущности, способствовали оформлению мессианской идеи «Третьего Рима», в которой национальное и религиозное, (т.е. православное) самосознание русских отождествлялись. Некоторое время Иван III склонен был поддержать именно нестяжателей. Но на церковном соборе 1503 года иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351
2. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // "Собрание законодательства РФ", 14.11.2022, N 46, ст. 7977.
3. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архимандрит. Россия и Запад: цивилизационные различия / под науч. ред. Ю. Ю. Иерусалимского. Ярославль: ОАО «Специализированный полиграфический комбинат», 2023. 304 с.
4. Иерусалимский Ю. Ю., Дмитриев М. В., Дементьева В. В., Любичанковский С. В., Урядова А. В., Федюк В. П. Ярославль: ООО ИПК «Индиго», 2023. 540 с.
5. Марасанова В. М., Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Дмитриев М. В., Дементьева В. В., Любичанковский С. В., Урядова А. В., Федюк В. П. Изучение истории российской государственности: учебные материалы образовательного модуля. Учебно-методическое пособие и УМК для вузов. Ярославль: ООО ИПК «Индиго», 2023. 540 с.
6. Основы российской государственности: учебно-методический комплекс по дисциплине для образовательных организаций высшего образования / Марасанова В. М., Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Титова Л. Г., Кудрина С. А. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. 212 с.
7. Полосин А. В. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2022. № 3. С. 7–23.
8. Ценности российской цивилизации: методическое пособие для вузов / В. Э. Багдасарян, Ю. Ю. Иерусалимский. Ярославль: ИПК «Индиго», 2023. 80 с.