Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические положения 6
1.1. Законодательная база 6
1.2. Особенности этики медиатора 9
Глава 2. Практические способы применения и развития этики медиатора 13
2.1. Трудности в общении, приводящие к конфликтам 13
2.2. Техники и приёмы в работе медиатора 15
2.3. Способы развития этики медиатора 18
Заключение 22
Библиографический список 24
Фрагмент для ознакомления
2
Институт мирного разрешения споров вовсе не чужд российскому праву. Возможности прибегнуть к этой процедуре содержится в российских Гражданско-правовом (ГПК) и Административно-правовом кодексах (АПК). В частности, в статье 148 ГПК РФ указан процесс примирения сторон как од-на из задач подготовки дела к судебному разбирательству. Согласно данному кодексу, помимо стандартных отсылок к третейскому суду, судья в процессе подготовки к судебному разбирательству разъясняет сторонам также право обратиться за содействием к посреднику – медиатору. Кроме того, по некоторым категориям споров примирение традиционно рассматривается как основ-ной способ урегулирования. Например, участники конфликта торговли на бирже могут примириться, если обратятся в биржевую арбитражную комиссию. Это предусмотрено пунктом 2 статьёй 30 закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». Коллективные споры в трудовых отношениях также можно урегулировать мирным способом. Статьи 398, 401-406 Трудового кодекса РФ содержат необходимые для этого меры.
Немаловажным фактором, обусловливающим приоритет дружественных способов разрешения споров, являются также принципы деловой этики. Нередко обязанность прибегнуть к мирной процедуре разрешения споров диктуется этическими стандартами, выработанными в той или иной сфере.
В связи с этим для устранения корпоративных конфликтов с помощью посредничества в 2006г. была создана Объединённая служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ1. Этот закон предусматривает использование медиации в гражданских, семейных, коммерческих, трудовых и иных спорах, устанавливает организационные основы проведения медиации и гарантии участникам данной процедуры, а также содержит описание порядка ее осуществления. Необходимость использования примирительных процедур связана с задачей снижения нагрузки на российскую судебную систему [5, с.67-68].
Однако, этот закон не регулирует школьную службу медиации. Исключение, когда медиатор в школе работает со спорами, возникающими из гражданских, в том числе трудовых и семейных правоотношений. Член Независимого экспертно-правового совета, профессор кафедры Судеб-ной власти и организации правосудия НИУ «Высшая школа экономики», федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РСФСР С. А. Пашин провел экспертизу данного закона и показал, что он не распространяется на повседневную деятельность школьных служб примирения и не запрещает проводить в них медиацию. Поэтому медиация в образовательной системе регулируется другими правовыми источниками. Одним из них является Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273. Согласно ему государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими.
Для организации работы медиаторов важно обращаться к пункту 2 статьи 27 указанного закона. Именно в ней определено, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (… методические и учебно-методические подразделения,… психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные под-разделения) ». Проще говоря, допускается организовать службу примирения, опираясь на локальные акты школы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/?ysclid=lq9fgm2qwm473128220 (дата обращения: 13.12. 2023).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145167#utm_campaign=hotdocs&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body#utm_campaign=hotdocs&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=1 (дата обращения: 14.12.2023).
3. Кодекс профессиональной этики медиаторов Центра медиации при РСПП. – 2021. – URL: https://mediation-rspp.ru/wp-content/uploads/2021/09/mc_codex-1.pdf (дата обращения: 15.12.2023).
4. Агапова Е. А., Дюжиков С. А. Медиация как альтернативная процедура конфликторазрешения в современном российском обществе// Гуманитарий юга России. Т.9. – 2020. - №1. – С.83-89.
5. Гараев С. Н. Медиация в России легализация и перспективы развития//Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. – Вып. 1-2 (6-7). – 2017. – С.67-75.
6. Кудымова К. А. Сопоставительное исследование этических кодексов переводчика и медиатора// Стратегии меэкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: опыт и перспективы: Материалы 9-ой межд. науч.-практ. конф./ сост. Л. А. Юшкова, Ижевск: Издательство Уд-муртский гос.ун-т, 2022. - с.254-257.
7. Никишина Ю.А. Роль проработки эмоционального состояния сторон в процедуре медиации// Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - №2 (22). – С.86-91.
8. Ничко Н. В. Расширение базового инструментария медиатора на примере транзактного анализа// Столыпинский вестник. – 2020. - №2. – С.398 – 411.
9. Фесенко А. С. Анализ профессионального стандарта специалиста в области межиации (медиатора) // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: конф. Саратов: Издательство Поволжский ин-т управления им. П. А. Столыпина, 2016. – С. 236-238.
10. Пронина Е. В., Попова С. Ю. Психологические основы медиации: новый способ решения проблем. - Владимир, 2015. – 101с.
11. Коновалов А. Ю. Правовая основа деятельности служб примирения. Об-зор правовых документов, помогающих создать службы примирения и при-менять медиацию в образовательной сфере [Электронный ресурс]. – URL: https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/pip/Pravovaya_osnova_deyatel_nosti_sluzhb_primireniya_-_kopiya.pdf (дата обращения: 13.12.2023).
12. Молодцова М., Евдокимов И. Саморегуляция медиатора в профессиональной деятельности: способы и прикладные техники [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://медиатор.рф/pro/samoregulyatsiya-mediatora-v-professionalnoy-deyatelnosti-sposoby-i-prikladnye-tekhniki-/?ysclid=lq91tmd45o248872758 (дата обращения:16.12.2023).
13. Психологические и этические аспекты медиативной деятельности . Тренинги медиаторов [Электронный ресурс]. – URL: https://shkola7talinka-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Sluzhba_primireniya/13_t_Materialy._Lektsiya_5._Psihologicheskie_i_eticheskie_aspekty_mediativnoy_deyatelnosti._Treningi_mediatorov.pdf (дата обращения: 16.12.2023).
14. Худойкина Т. В., Сайфетдинова А. Ф. Требования, предъявляемые к медиа-торам в России за рубежом// Бюллетень науки и практики. - Т.4. - №6. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-mediatoram-v-rossii-i-za-rubezhom?ysclid=lq9iku1twt734119967 (дата обращения: 15.12.2023).