Фрагмент для ознакомления
2
Практические занятия № 1-3
Информационно-коммуникационные технологии в системе образования
План
1. Сущность, функции, классификация ИКТ.
2. Информатизация образования. Дистанционное образование. Проблемы
использования ИКТ в опыте педагогической работы.
Задания:
1. Проанализируйте содержание журналов «Народное образование», «Школьные технологии», «Информатика и образование» (https://infojournal.ru/), электронного научного журнала «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» (http://journal.kuzspa.ru/), научно-методического журнала «Открытое и дистанционное образование» (http://journals.tsu.ru/ou/) и др., составьте список статей печатных изданий и электронных ресурсов по теме «ИКТ в системе образования» (не менее 10 источников), которые можно рекомендовать для профессионального самообразования педагога. Выделите основные направления исследований в области применения ИКТ в образовании. Подготовьте сообщение по одному из наиболее актуальных материалов.
Ответ:
Список статей, электронных ресурсов и печатных изданий по теме «ИКТ в системе образования»
1. Аблакотов, А. А. Применение икт на уроках технологии – фактор повышения активизации познавательной деятельности / А. А. Аблакотов, В. В. Епанешников. – М. : Весь мир, 2016. – 600 c.
2. Бабкова, А. Р. Роль современных ИКТ в общеобразовательной школе / А. Р. Бабкова. // Школьный мир. – 2014. – №3. – С. 15-18.
3. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов. // Педагогическая информатика.. – 2016. – №25. – С. 36-41.
4. Дружинина, Т. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности современного учителя / Т. А. Дружинина. – Ростов-на-Дону : Планета, 2014. – 314 c.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school- 63 collection.edu.ru/catalog/res/a218c1f4-7593-4bb8-a3e7- 05bab76c4b8f/?interface=catalog, свободный. – Загл. с экрана.
6. Интерактивное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://io.nios.ru/articles2/1/3/za-i-protiv-ikt-na-urokah-matematiki, свободный. – Загл. с экрана.
7. Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/konspekt-lekciy-po-discipline-informatika-1771139.html, свободный. – Загл. с экрана.
8. МегаОбучалка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://megaobuchalka.ru/6/32301.html, свободный. – Загл. с экрана.
9. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова. – Воронеж : Директ-Медиа, 2016. – 348 c.
10. Средства ИКТ и их классификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vseuroki.pro/doc/sredstva-ikt-i-ih-klassifikaciya.html, свободный. – Загл. с экрана.
Стоит отметить, что с помощью сетевых средств ИКТ предоставляется большой доступ к учебно-методической и научной информации, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. моделирование научно-исследовательской деятельности, организация оперативной консультационной помощи,
Таким образом, с появлением компьютерных сетей, а также иных, подобных им средств ИКТ образование получило более широкую возможность оперативно получать информацию не смотря, на географическое расположение. Здесь можно найти более двух миллиардов мультимедийных документов. Так, через сеть «Инернет» открыт беспрепятственный и быстрый доступ к информационным ресурсам, не в зависимости от того в какой точке мира он был размещен (базам данных, хранилищам файлов, электронным библиотекам и не только).
Однако, в сети «Интернет» возможно подключит и другие источники ИКТ, к числу которых можно отнести электронную почту, группы новостей, чаты, списки и рассылки. Существует множество платформ, посредством которых, возможно проводить общение в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, -аудио -видео файлы, готовые документы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. Также с помощью специального оборудования и программного обеспечения через сеть «Интернет» можно проводить аудио и видеоконференции.
Однако, стоит отметить, что не все средства можно включить в систему ИКТ в системе образования. Если обратится к трудам, таких специалистов как Г.А. Красновой, А.Б. Кузнецова, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Ю.А. Кузнецов, Г.В. Рубина, можно сделать вывод о том, что ИКТ должны отвечать определенным требованиям. В первую очередь это способность к удовлетворению и достижению целей современного образования. Немаловажными требованиями являются: возможность ведения диалога с обучающимся в интерактивном формате, а также возможность передавать графическую, текстовую, видео- и аудиоинформацию.
2. При анализе возможных путей развития образования авторы доклада «Будущее образования: глобальная повестка», подготовленного Агентством стратегических инициатив, Московской школой управления «Сколково» и Сколтехом в рамках глобального форсайта образования до 2035 года, и специалисты Северо-Западного института управления РАНХиГС выделили следующие тренды развития образования: глобализация; рост конкуренции в экономике; автоматизация; рост требований к экологичности; цифровизация; распространение системы ценностей сетевой культуры; индивидуализация образования и компетентностный подход; прагматизация; образование в течение всей жизни; обучение команд и практикоориентированное образование в сообществах практики; геймификация. Изучите материалы этого исследования и обсудите в микрогруппах данные процессы:
1.Какой может быть реакция российских педагогов на эти тенденции? Противостоять им или адаптироваться к ним, используя их для повышения эффективности системы образования?
2. Готовы ли вы включиться в эти процессы в своей профессиональной деятельности и, если да, то в какой мере?
Ответ:
На сегодняшний день, образование является одной из основных сфер развития социума и имеют большое значение в формировании будущего. Помимо того, с появлением новых технологий образовательная система, также должна адаптироваться к новым веяниям.
Естественно, не все педагоги с легкостью смогут перестроиться на новый формат работы. В большей части это будет связано со сложностями освоения новых технологий. Ведь, технологии играют важную роль в образовании. А в ближайшем будущем, они будут становиться неотъемлемой частью учебного процесса. Искусственный интеллект, Виртуальная реальность, онлайн-платформы и не только, будут использоваться для создания более эффективных и интерактивных учебных материалов и методик работы. Однако, благодаря грамотному обучению и необходимости перестроится к новому более прогрессивному направлению, будет возможно совместно с аксакалами педагогики и молодыми специалистами развить образование в соответствии с новыми веяниями.
Как было отмечено выше, одним из основных направлений развития образования в будущем является переход к более гибким и индивидуализированным формам обучения. Таким образом, традиционная модель образования, основанная на массовом преподавании и однородном учебном плане, отойдет на задний план, а будущее образование будет ориентировано на потребности каждого отдельного ученика, позволяя им развиваться в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.
Именно по этой причине, для развития своих профессиональных навыков, я готова включить процессы, раскрытые в докладе. Ведь благодаря современным подходам, можно развить критическое мышление, коммуникационные навыки, творческое мышление и много другое А самое главное поможет развиваться не только педагогам, но и ученикам:
- выпускникам быть готовыми к быстро меняющемуся рынку труда и успешно применять свои знания в практической деятельности;
- подход к каждому ученику станет более персонализирован, и будет учитывать все потребности обучающего.
Показать больше