Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спиноза - прогрессивный гуманистический мыслитель в истории политической и правовой мысли, критиковавший теологическую политическую и правовую мысль и создавший светское государство, и правовую доктрину.
В объяснении общества Спиноза отталкивался от естественного права и теории общественного договора. Другими словами, он использовал законы природы в качестве руководства, чтобы направить каждого человека на путь самосохранения. Спиноза исходит из вечной и неизменной эгоистической природы человека. Эгоистическая природа человека может быть обуздана только государством. Государство существует для того, чтобы обеспечить безопасность и взаимопомощь своих граждан и объединить их эгоистические интересы с интересами всего общества.
Обоснование проблемы общества и государства получило дальнейшее развитие в трудах Б. Спинозы. Его социально-политические взгляды изложены в «Теологической и политической теории»
Политические взгляды Спинозы во многом опережали его время. Он считал, что единственная цель государства - защищать интересы человека и давать ему возможность свободно совершенствовать себя и свои взгляды с помощью просвещенного разума.
Актуальность данной работы заключается, с одной стороны, в интересе современной науки к теме «Политико-юридическое учение Спинозы», а с другой - в ее недостаточной разработанности. Изучение проблем, связанных с данной темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки методики анализа «Политико-юридических изречений Спинозы»
Теоретическое значение изучения проблемы «Политико-юридическое учение Спинозы» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика является объектом исследования, находящимся на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Целью исследования является анализ условий «Политико-юридическое учение Спинозы»
В то же время объектом исследования является осмысление отдельных проблем, поставленных в качестве цели исследования.
Для достижения поставленных целей автором были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты «Политических и юридических изречений Спинозы» и раскрыть их сущность.
- Обозначить современную актуальность проблемы «Политические и юридические изречения Спинозы»
- Изложить возможности решения тематики «Политические и юридические изречения Спинозы»
- Обозначить тенденции развития тематики «Политические и юридические изречения Спинозы»
1.Биография Спинозы
Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) (1632-1677) родился в семье еврейских купцов, переехавших из Португалии в Амстердам из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. Еврейская община Амстердама находилась в атмосфере фанатичного преследования евреев, выступавших за ересь.
Благодаря своим выдающимся способностям молодой Спиноза рассматривался как будущее иудаизма. Однако он не реализовал свои стремления. В кругу знаменитого учителя, гуманиста и врача Ван ден Эндена Спиноза изучал латынь, математику, естественные науки, медицину и философские идеи того времени. Постепенно Спиноза отдалился от общества и иудаизма. Синагога сурово предостерегала его, но без особого успеха. После нескольких предупреждений он был сурово отлучен от церкви как еретик (1656). Помимо отлучения, раввины обвинили Спинозу в опасном атеизме перед муниципалитетом Амстердама и потребовали изгнать его из города. В результате философ был вынужден покинуть Амстердам .
Примерно в 1658-1660 годах Спиноза поселился в деревне Лейнсберг, где написал свой первый философский труд «О Боге, человеке и его счастье» Там же он начал работу над «Совершенствованием разума» и своим главным трудом «Этика», который он писал без перерыва в течение двенадцати лет. Наконец, в Лейнсбурге Спиноза написал и опубликовал «Картезианскую философскую основу геометрических доказательств» с приложением «Метафизические размышления» Это была единственная работа в жизни Спинозы, опубликованная под его собственным именем.
В 1663 году Спиноза переехал в деревню близ Гааги, где продолжил работу над «Этикой» и написал «Трактат о теологии и политике», который был опубликован в 1670 году.1 Трактат вызвал возмущение против автора, и его имя вскоре стало известным; в 1674 году трактат был запрещен к продаже и распространению, а в 1675 году имя Спинозы было изменено на «Трактат Спинозы. Трактат о теологии и политике»
В период интенсивных нападок и преследований Спиноза переехал в Гаагу и принял предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Пригласивший его Людвиг Полац не знал, что Спиноза является автором «Трактата о теологии и политике», а только то, что он был автором «Оснований картезианской философии»
Поэтому он предоставил Спинозе свободу философских исследований при условии, что тот не будет осуждать государственную религию. Однако Спиноза отказался от этого предложения, заявив, что не знает, как далеко простирается его философская свобода, и не хочет вызывать подозрений в том, что он может посягнуть на государственную религию.
Несмотря на финансовые трудности, Спиноза продолжал работать над самым важным трудом своей жизни - «Этикой», которая была завершена в 1675 году.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаркин Н. М., В. Н. Жуков, Ю. С. Завьялов и др. ; под общ. ред. О. В. Мартышина История политических и правовых учений : учебник для вузов. Издательство "Норма". - 2010. - 899 с.
2. Барубин В.Г.Основы политических наук: Учебное пособие для вузов.- СПб - Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического университета. - 1999.
3. Беленький М. С. Спиноза. М., 1973. С. 510.
4. Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В.. История социума и демократии. - 2007.
5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 416.
6. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред Лазарева В.В. - М. : Высшее образование. - 2008.
7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов под редакцией И. Ю. Козлихина, А. В. Полякова – М.: СПбГУ, 2007
8. Карнишина Н.Г. История политических и правовых учений: Методические указания. Издательство Пензенского государственного университета. Пенза. - 2005.
9. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западно-европейская философия 18 в. М., 1986. С. 434.
10. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. - М., 2000
11. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М., 2005. С. 560.
12. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. - СПб.: Издательство РХГА, 2006. – 720 с.