Фрагмент для ознакомления
2
Эмпатия - это способность понимать внутренние состояния других людей и делиться ими (Christov-Moore et al., 2014; Noten et al., 2019). Хотя в литературе нет четкого согласия относительно концепции эмпатии, большинство исследователей сходятся во мнении, что она включает в себя многомерный процесс, включающий три основных элемента: разделение аффекта, ментализацию и просоциальную озабоченность (Christov-Moore et al., 2014; Noten et al., 2019). Совместное использование влияния означает опосредованное разделение внутренних состояний объектов между одним и другими. Некоторые авторы также назвали это эмоциональным заражением и связывают это со склонностью автоматически имитировать и синхронизировать выражения лица, вокализации, позы и движения с таковыми у другого человека. Ментализация - это склонность принимать точку зрения других, она включает в себя способность четко рассуждать и делать выводы об их психическом состоянии (Zaki and Oschner, 2012). Ментализация была связана с другими концепциями, такими как теория разума и восприятие перспективы (PT) (Davis, 1980; Singer, 2006; Walter, 2012). Последний компонент — это просоциальная озабоченность, которая лежит в основе эмоциональной регуляции и включает способность отличать свои эмоции от эмоций других. То, что люди должны действовать, помогая другим, связано с мотивацией (Decety and Jackson, 2006; Singer, 2006; Zaki and Oschner, 2012).
Другие авторы классифицировали предыдущие компоненты на аффективную эмпатию (разделение аффектов), когнитивную эмпатию (ментализация или восприятие перспективы) и навыки просоциального поведения (Retuerto, 2004; Calvo et al., 2008; Zaki and Oschner, 2012; Balconi and Canavesio, 2014). Кроме того, другой аспект, связанный с процессом сопереживания, касается распознавания эмоций по лицу; это дает возможность расшифровывать внутренние состояния других людей по выражениям лица (Hall and Masumoto, 2004; Balconi and Canavesio, 2014).
Таким образом, эмпатические реакции представляют интерес, поскольку позволяют нам реагировать наиболее социально приемлемым образом, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми в повседневной жизни, включая социальные сети.
Подводя итог, можно сказать, что процесс сопереживания важен для социальных взаимодействий и включает аффективную эмпатию (деление), когнитивную эмпатию (ментализация), связанную с распознаванием эмоций по лицу, и поведенческие аспекты, такие как просоциальная озабоченность.
В важном исследовании сообщалось о влиянии социальной эмпатии на обработку эмоциональных выражений лица. Используя шкалу BEES, участники были разделены на две группы с высокими и низкими чертами сопереживания. Затем участникам были представлены положительные и отрицательные стимулы статики лица, которые должны были классифицировать каждое эмоциональное выражение. Группа с высоким уровнем эмпатии показала более короткое время реакции, большую продолжительность и большее количество фиксаций на области глаз и рта, чем в группе с низким уровнем эмпатии. Эти различия в основном наблюдались на лицах, демонстрирующих эмоции радости, страха и гнева (Balconi and Canavesio, 2014; Cowan et al., 2014; van Rijn et al., 2014). Авторы пришли к выводу, что черта сопереживания, оцениваемая по движениям глаз, может оказывать значительное влияние на когнитивные процессы и процессы внимания, связанные с эмоциональной мимикой. Однако в этом исследовании влияние пола не определялось.
В связи с этим сообщалось, что женщины быстрее и точнее распознают эмоциональные выражения, чем мужчины, особенно эмоциональные выражения радости, гнева и удивления (Hall and Masumoto, 2004; Calvo et al., 2008; Balconi and Canavesio, 2014). Это преимущество было связано с тем фактом, что женщины демонстрируют более длительную фиксацию на области глаз на лице, чем мужчины Однако только в одном из этих исследований была определена черта сопереживания участников, и о гендерных различиях не сообщалось
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Batson, C. D. (1991). The altruism question: Towards a social-psychological answer. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
2. Batson, C. D., & Shaw, L. L. (1991). Evidence for altruism: Toward a pluralism of prosocial motives. Psychological Inquiry, 2, 107-122.
3. Mesurado B., Vidal E. M., Mestre A. L. (2018). Negative emotions and behaviour: The role of regulatory emotional self-efficacy. Journal of Adolescence, 64, 62–71.
4. McAuliffe W. H., Forster D. E., Philippe J., McCullough M. E. (2018). Digital altruists: Resolving key questions about the empathy–altruism hypothesis in an Internet sample. Emotion, 18(4), 493–506.
5. Pelligra V., Vásquez A. (2020). Empathy and socially responsible consumption: An experiment with the vote-with-the-wallet game. Theory and Decision, 89(4), 383–422.
6. Persson B. N., Kajonius P. J. (2016). Empathy and universal values explicated by the empathy-altruism hypothesis. The Journal of Social Psychology, 156(6), 610–619.
7. Panfile T. M., Laible D. J. (2012). Attachment security and child’s empathy: The mediating role of emotion regulation. Merrill-Palmer Quarterly (1982-), 58.