Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Историческая обстановка конца XIX и начала XX вв., попытка соединения разных видов искусств, поиски нового творческого метода нашли отражение в новом литературном движении, именуемом символизмом. Символизм зародился во Франции, его история начинается с 1880 г., когда французский поэт С. Малларме создает символистский литературный салон. С этого момента символизм позиционирует себя как новое литературное движение. Как пишет русский поэт-символист Л. Кобылинский , обычно слово «символизм» конкретно и точно обозначает живое литературное и вообще идейное движение, возникновение новой художественной школы, явившейся выразительницей общего культурного перелома середины прошлого века.
Такое понимание символизма поэт связывал с именам Э. По, Ш. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме, Ж.-К. Гюисманса во Франции; Ф. Ницше и Ст. Георге в Германии; Г. Ибсена и К. Гамсуна в Норвегии; М. Метерлинка, Ж. Роденбаха, И. Жилькена, Э. Верхарна в Бельгии; О. Уайльда в Англии; Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова и А. Белого в России. Некоторые исследователи данного литературного течения согласны с тем, что целью символистов было создание новой формы поэзии.
Целью данной работы является рассмотрение символизма в творчестве поэта Артюра Рембо.
1 Символизм: определение, особенности
Прямыми предшественниками символизма как «школы» или как направления стали поэты Ш. Бодлер (1821 - 1867), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891), а одним из инициаторов движения и его теоретиком – Ст. Малларме (1842 - 1898). Ш. Бодлер в своих теоретических трудах, вошедших в сборники «Романтическое искусство» и «Эстетические достопримечательности», сформулировал основные принципы символизма, воплотив их в поэтической книге «Цветы зла». Они основываются на представлении о том, что весь мир пронизан соответствиями, что все предметы, явления, как в духовной, так и в предметной сферах общаются между собой и указывают друг на друга. Это приближение получает мистическое обоснование, поскольку, по словам поэта, «природа – это храм, наполненный символами». Реализуется это, в частности, в стремлении передать одно ощущение средствами другого. Художник, согласно Ш. Бодлеру, способен творческим воображением углубляться в отношения вещей, выявлять их жизни с помощью художественных средств – метафор, сравнений. Ш. Бодлер открыл своим творчеством противоположные «бездны» в душе человека – божественную и сатанинскую, которые будут питать творчество многих символистов, ввел понятия «соответствия», «аналогии», «воображение», «иероглифы природы» в теоретический лексикон символизма. Девизом символистских исканий стал сонет «Соответствия».
Теория Ш. Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А. Рембо «Гласные», концепцией Р. Гиля, которая находит соответствия между музыкальными инструментами и красками. Они подтверждали стремление символистов расширить художественное восприятие, а также создавали особый герметизм символистской поэзии как «искусства для посвященных».
Особая роль в создании канонов новой поэзии принадлежит П. Верлену, С. Малларме, А. Рэмбо. С. Малларме как «последний романтик и первый декадент», настаивал на необходимости внушать образы, передавать не вещи, а свои впечатления от них, говорил, что назвать предмет – значит уничтожить три четверти наслаждения от стиха, который создан для постепенного угадывания. Мечтой поэзии он называл внушение, считал искусство делом избранных. Основой эстетики символизма стал принцип антириторичности, сформулированный С. Малларме в произведении «Искусство поэзии» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бондаренко Ю.А. Культурная семантика цвета в поэзии русского и французского символизма // Культурология. Искусствоведение. 2009. № 3 С. 198–200.
2) Дубнякова О.А., Балина А.С. Семантика цвета в поэзии Артюра Рембо//
3) Литературные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предисловие С. Б. Джимбинова. Москва : XXI век - Согласие, 2000. – 608 с.
4) Михайлова Т.В. Поэзия французского символизма. М.: ВГИК, 2012. 35 с
5) Морозова Е.И., Окружная М.И. Цвет в поэзии Артюра Рембо: Монография. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2010. 148 с.
6) Петрова Е.Ю. Цветообозначение как ключ к интерпретации сюжета //Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения и лингводидактики: Межкафедр. сб. науч. ст. / Cост. и отв. ред.: О.В. Афанасьева, О.В. Вострикова. М.: МГПУ, 2013. С. 129–140
7) Рембо А. Поэтические произведения в стихах и прозе: Сборник на франц. яз. С параллельным русским текстом. М.: Радуга, 1988. 544 с.
8) Сальникова М. П. Роль французской поэзии в процессе становления русского символизма: А. Рембо и В. Брюсов//ВЫСШЕЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы пятой международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.В. Вершинина. 2010. С. 489-490
9) Славкина Я.С. Принципы символизма в творчестве французский поэтов//СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ: сборник статей Международной научно - практической конференции (25 марта 2018 г, г. Саратов). В 2 ч. Ч.1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 197-201
10) Хангулян, С.А. Античность в книге стихов В.Брюсова «Stephanos» // В.Брюсов: Исследования и материалы. – Ставрополь, 1986.
11) Эллис (Кобылинский Л.Л.). Русские символисты. Томск: Изд-во Водолей, 1998. 288 с.