Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из важнейших отраслей экономики любой страны. Он обеспечивает производство, транспортировку и распределение топливно-энергетических ресурсов, которые являются основой для развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. В современных условиях ТЭК сталкивается с рядом проблем, связанных с ростом цен на энергоносители, изменением климата и необходимостью повышения энергоэффективности. Для решения этих проблем необходимо оптимизировать затраты на производство и транспортировку энергоресурсов.
Оптимизация затрат на предприятиях ТЭК является актуальной проблемой как с методологической, так и с практической точки зрения. С методологической точки зрения, она связана с необходимостью разработки новых методов и моделей, позволяющих эффективно управлять затратами в условиях неопределенности и динамично меняющейся внешней среды. С практической точки зрения, оптимизация затрат позволяет предприятиям ТЭК повысить свою конкурентоспособность и снизить себестоимость продукции.
С методологической точки зрения, проблема оптимизации затрат заключается в необходимости поиска таких управленческих решений, которые позволяют максимизировать прибыль предприятия при заданном объеме производства или минимизировать затраты при заданном уровне прибыли.
С позиции эмпирического опыта и практической реализации в условиях развития анализируемого объекта, проблема оптимизации затрат на предприятиях ТЭК может быть сформулирована следующим образом:
• как необходимость снижения затрат на производство и транспортировку энергоресурсов в условиях роста цен на энергоносители;
• как необходимость повышения конкурентоспособности предприятий ТЭК в условиях глобализации и растущей конкуренции.
Объектом анализа в данном исследовании является предприятие ТЭК, а предметом - затраты на производство и транспортировку энергоресурсов.
В рамках данного исследования будут рассмотрены следующие аспекты оптимизации затрат: методы и модели оптимизации затрат; факторы, влияющие на затраты; возможности применения информационных технологий для оптимизации затрат.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Нефтегазовая промышленность является основополагающей составляющей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Являясь сегментом промышленного производства, отрасль занимается поисково-разведочными работами, бурением эксплуатационных скважин и добычей нефти и газа. Кроме того, она включает в себя транспортировку углеводородов по разветвленной сети магистральных нефте- и газопроводов, обеспечивающих транзит российского природного газа, а также российской и казахстанской нефти в третьи страны.
Кроме того, отрасль включает в себя переработку газа и конденсата, а также распределение газа среди потребителей на территории России. Отрасль включает в себя продажу сжатого и сжиженного газа, а также нефтепродуктов. Сбыт осуществляется через сеть автозаправочных станций и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Помимо производственных функций, нефтегазовая промышленность оказывает научную поддержку, способствуя развитию и пониманию отрасли [1, с. 27–29].
Экономика страны в первую очередь направлена на обеспечение самодостаточности энергетическими ресурсами, и непреходящее значение предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) заставляет тщательно изучать финансовое состояние нефтегазовых компаний России. ТЭК играет ключевую роль в обеспечении экономики и социальной сферы страны важнейшими энергоресурсами, являясь основным источником энергоносителей и сырья для промышленности.
Топливно-энергетический комплекс России обеспечивает потребности государства в первичных топливно-энергетических ресурсах на 100%. Это достижение, особенно в условиях современной геополитической обстановки, когда мировые цены на энергоносители зависят от различных факторов, является достойным похвалы. Тем не менее, равновесие в финансовых отношениях этих предприятий может быть нарушено множеством объективных и субъективных факторов внешней среды, что требует внимательного и ответственного подхода к построению надежной системы контроля затрат. Эта система задумывается как неотъемлемый компонент общей системы внутреннего контроля, подчеркивая важность ответственного управления финансовой деятельностью этих предприятий.
Проблемы, связанные с созданием и эффективным функционированием системы управления затратами (СУЗ), находятся в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. В работе Барбашина Е. А. акцент сделан на управлении затратами в рамках интегрированных организаций. Дмитричева Н. Н. в своем исследовании погружается в сферу учета затрат, калькулирования и планирования себестоимости на предприятиях производственной сферы, в частности в нефтегазовом секторе [2, с. 4-7]. Корзоватых Ж. М. освещает нюансы управленческого учета, характерные для предприятий нефтегазовой отрасли [3, 28-31]. Кроме того, Буранова М. А. оценивает современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса [4, с. 60-63], а Скорнякова И. В. исследует управление затратами на предприятиях нефтегазового комплекса [5, с. 150-153]. Несмотря на эти обширные исследования, следует отметить, что многие авторы в научной литературе не уделяют достаточного внимания управлению затратами и оптимизации затрат как неотъемлемым составляющим общих расходов в топливно-энергетическом комплексе.
Формирование и реализация национальной экологической политики России требуют совершенствования системы управления на предприятиях, особенно в части экологических приоритетов. Это предполагает согласование экологической политики предприятия с государственной политикой, совершенствование системы контроля за воздействием промышленного производства на окружающую среду. Для нефтегазодобывающих предприятий России это особенно актуально, поскольку их деятельность приводит к изменению ресурсно-технологического и природного потенциала отдельных регионов, причем изменениям, по сути, необратимым.
В организационной структуре топливно-энергетического комплекса затраты включают в себя расходы на производство, транспортировку и реализацию энергоресурсов. Сюда же входят амортизация, фонд оплаты труда (ФОТ) и отчисления на социальные нужды. Кроме того, эти затраты корректируются с учетом действующего курса рубля. Административные и коммерческие расходы также включены в эту структуру [3, 28-31].
Характерной особенностью предприятий топливно-энергетического комплекса является одновременное выполнение множества процессов, охватывающих снабжение, производство, реализацию и обслуживание. Каждый из этих процессов требует отдельного подхода к управлению.
Управление затратами в рамках этих процессов происходит в уникальных условиях, ориентированных на обеспечение эффективного формирования затрат в сферах снабжения, производства и сервиса. Это предполагает разумное использование ресурсов для достижения ожидаемого уровня производительности [4, с. 60-63].
Ценообразование на ресурсы топливно-энергетического комплекса зависит от верхней границы, определяемой внутренней оптовой стоимостью энергоносителей, зеркально отражающей мировой уровень цен. При расчете учитываются транспортные расходы, затраты на реализацию энергоресурсов и поправки на сложившийся курс рубля. Соответственно, нижняя граница этого ценового диапазона устанавливается как стоимость «напряженного самофинансирования» для энергетических предприятий.
Показать больше