Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество. Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности сформировался примерно в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Стоит обратить внимание на то, что формальное признание такой профессии, специальности было принято в разных странах в разное время, соответственно, развитие социальной работы происходило при разных условиях и в каждом государстве присутствовали свои специфические особенности.
Для более подробного изучения опыта социальной работы с группой необходимо применять такие методы, как сравнительный и системный. Сравнительный метод позволяет обозначить объекты сравнения, также сравнить страны, учитывая их социально-экономическое, общественное и политическое положение.
Системный подход дает возможность рассматривать опыт социальной работы как единую структуру, но при этом и отдельные компоненты: объекты, субъекты, функции, цели, задачи и средства социальной работы.
Цель работы проанализировать практические методы социальной работы с группой.
Практические методы социальной работы с группой
Социальная работа с группой – это процесс, который направлен на помощь людям в решении их проблем и улучшении качества жизни через коллективные действия. Социальные работники используют различные методы и техники для работы с группами, включая групповую терапию, групповое консультирование, тренинги и обучение, а также проведение социальных мероприятий.
Начало систематического изучения социального влияния группы на поведение (в дальнейшем изложении – группового влияния) было положено Ф. Олпортом, который обнаружил, что люди в присутствии других более консервативно и сдержанно оценивают запахи и вес, чем, когда делают это в отсутствии посторонних. Тенденция индивидов смягчать в группе свои суждения получила название конформности. Ф. Олпорт открыл, что присутствие других людей облегчает людям выполнение простых заданий, но сложные задания в их присутствии выполняются хуже .
Эти результаты вдохновили М. Шерифа на исследование процессов социально-психологической конвергенции, то есть стремления людей к сближению и к тому, чтобы быть похожими друг на друга .
В 1950-е годы наука обогатилась тремя теориями конформности, оказавшими исключительно большое влияние на все последующие исследования в этой области.
Речь идет о теории неформального социального общения Л. Фестингера и о его же теории социального сравнения, а также о теории М. Дойча и Г. Джерарда, относящейся к анализу информационного и нормативного социального влияния .
Значительный вклад в исследование группового влияния внесен экспериментами и теоретическими обобщениями С. Аша. По его мнению, далеко не всякая социальная группа в организации способна контролировать конформность своих членов по отношению к групповым нормам и правилам. Большое значение С. Аш придает таким характеристикам группы, как ее численность, степень сплоченности, особенности композиции, структура коммуникативных связей .
Изучение группового влияния было продолжено С. Московичи, К. Левиным. С. Московичи акцентировал различие между понятиями «влияние» и «власть»: влияние – это то, что вызывает субъективное принятие, а власть – источник принуждения и вынужденного подчинения ему. Он предположил также существование трех основных модальностей влияния, которые определяют, как люди реагируют на конфликт: нормализация, конформизм (или влияние большинства) и инновация (или влияние меньшинства) .
Как показали исследования К. Левина и его учеников, социальное влияние зависит во многом от характера взаимодействия группы и ее членов – кооперации, слияния, конфронтации.
В случае кооперации между группой и его членом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его индивидуальным целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т. В Андреева. - СПб. 2019. – 527 с.
2. Ахметшина И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И.А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. – 141 с.
3. Абсиметова С. А. Анализ основ социальной защиты населения в Российской Федерации: функции и принципы организации // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2020. - № 2 (22). - С. 32-34.
4. Волков Б.С. Психология педагогического общения: учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. – М.: Юрайт, 2020. – 335 с.
5. Беляева Ю. Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 99–106.
6. Социальная работа с семьей / под ред. Т. В. Шеляг, - М., 2020. - 417 с.
7. Шкуратько К.В. Социально-педагогическая профилактика дезадаптации подростков // В сборнике: Молодая наука Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / Под редакцией Н.Г. Гончарова. 2018. С. 422-424.