Фрагмент для ознакомления
2
Значимость темы исследования состоит в том, что современное общество отличается значительным увеличением интереса к процессам коммуникации, которая стала неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Сегодня коммуникация стала объектом и предметом исследования многих философских, социальных, экономических и политических течений. Современное информационное общество предполагает поиск путей установления конструктивного диалога на всех уровнях (социальных, политических), как необходимое условие поддержания стабильности и устойчивого развития.
Актуальность. В трудах Юргена Хабермаса, немецкого философа и социолога, исследуется вопрос о влиянии средств массовой коммуникации на формирования общественного мнения и манипуляция сознанием людей для достижения определенных целей. Сегодня, по мнению мыслителя, средства массовой информации выполняют функции агента социализации, не ставя перед собой задачу этико-нравственного воспитания или культивирования общественных ценностей и идеалов. Они тиражируют зачастую далекую от истины информацию. Ж. Бодрийяр отмечает, что «информации становится все больше, а смысла в ней все меньше».
В рамках своей неоднородной философии Ю. Хабермас ставит перед собой задачу построения новой критической теории общества, в которой осмысливаются проблемы современного западного общества и определяются необходимые условия развития современного человека как истинно свободная личность. Эти условия раскрываются Хабермасом в области коммуникации. В этой связи его теория коммуникативного действия играет одну из важнейших ролей, обладая разрешающей силой.
Цель работы проанализировать теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
1. Общая характеристика теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса
В своих работах Хабермас подчеркивает тот факт, что сейчас в традиционные структуры общественности все активнее вмешиваются правительственные структуры, хотя, по сути своей, структуры общественности должны быть отделены от государства. Сейчас мы можем наблюдать много примеров, когда главные задачи этих структур, такие как служба спонтанному, неофициальному, не обюрокраченному выражению целей, надежд, претензий и интересов граждан, подрываются.
Именно поэтому нужны систематические изменения структур общественности. Здесь концепции Юргена Хабермаса представляют собой особое значение в общественно-политической жизни современного общества, так как современные структуры гражданского общества постоянно подвергаются угрозам со стороны государства и бюрократии. На сегодня теория коммуникативного действия является перспективной и злободневной темой в связи с реалиями времени1.
Необходимо отметить, что часто теория коммуникативных действий пересекается с другой теорией - теорией деятельности. В то время как теория Юргена Хабермаса, как уже отмечалось выше, ставит перед собой цель объяснить процессы, протекающие в современном обществе, теория деятельности представляется как «система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов»2.
В свою очередь, «деятельность» - это «способ существования социальной формы движения, то есть способ, которым существует общество» а «действие», в рамках теории деятельности, - основная единица анализа этой деятельности.
В предисловии «Теории коммуникативного действия» Юрген Хабермас отмечает, что теория сталкивается с тремя взаимосвязанными проблемами.
Во-первых, необходимо разработать такую концепцию рациональности, которая не была бы ограничена и привязана к субъективистским и индивидуалистическим основам современной философии и социальной теории.
Во-вторых, нужно построить двухуровневую концепцию общества, которая интегрируется и взаимодействует с «жизненным миром» и «системой».
И, наконец, на этом фоне обрисовать критическую теорию современности, которая анализирует и учитывает патологии таким образом, который предполагает перенаправление проекта просвещения, а не отказ от него. Таким образом, коммуникативная модель Хабермаса нацелена на то, чтобы пересмотреть классическое понятие рациональности и подчеркнуть критическое отношение современного общества к социальному устройству3.
В своих работах Юрген Хабермас разделяет типы действия в связи с соответствующими им типами рациональности, что помогло конкретизировать типологию действия. Хабермас выделяет:
- драматургическое социальное действие, в котором акторы публичного взаимодействия представляют самих себя;
- нормативное, где акторы сосредоточиваются на устоявшихся нормах и ценностях;
- телеологическое, направленное на достижение цели, которое разделяется на: o инструментальное с ориентацией на объекты материального мира; o стратегическое с ориентацией на ожидания; коммуникативное, нацеленное на достижение взаимопонимания и согласия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кудряшова М. Коммуникативное действие как ключевой механизм социальной интеграции: история вопроса // Проблемы современного мира глазами молодежи: сборник научных трудов. М., 2019. С. 362-367.
2. Михайлова Е.Е. Истинность, правильность и правдивость в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса // Поиск истины и правда жизни в пространстве современной культуры. Сборник научных статей. Под редакцией О.Д. Маслобоевой., Санкт-Петербург, 2018. С. 29-34.
3. Рабкин В.С. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса как интегративная парадигма в социологии // Двадцать восьмая годичная сессия Ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Сыктывкар, 2021. С. 490-493.
4. Слободянюк А.Г. Идеализм теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и практика идеалистической публичной политики // Человек - Культура - Социум в начале XXI века. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 2020. С. 190-196.
5. Шутова Т. Миф в теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса // СИСП. 2021. № 4-2 (28). С. 102-113.