Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации долгое время не существовало понятия «аудит» и «аудиторская деятельность». Впервые правовые основы аудита были закреплены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Временные правила определяли правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действовали до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность - Федерального закона РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Временные правила применялись при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
Взаимосвязь между нормативно-правовыми актами различных уровней в Российской Федерации зависит от того, в чьей компетенции находится регулирование того или иного вопроса. Конституция Российской Федерации устанавливает предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предметы ведения субъектов Российской Федерации. Единство правовой основы структурных рядов позволяет рассматривать их как единое целое, как систему нормативно-правовых актов Российской Федерации. Система нормативно-правовых актов в РФ представляет собой совокупность
иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик и уставами субъектов Российской Федерации .
Взаимная согласованность нормативно-правовых актов осуществляется двумя способами:
1) установлением каждому государственному органу четких пределов его правотворческой деятельности. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какие акты может принимать тот или иной орган государства, по какому кругу вопросов и в какой форме;
2) последовательным проведением иерархической связи между нормативно-правовыми актами. Эта связь выражается в том, что каждый нормативно-правовой акт не может противоречить нормативно-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.
В настоящее время правовые основы аудита в Российской Федерации составляют, помимо указанного выше ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федерального законаа от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», входят ряд подзаконных актов, в том числе:
Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 № 622 (ред. от 27.09.2023) «Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору»;
Постановление Правительства РФ от 16.11.2022 № 2073 (ред. от 09.08.2023) «Об утверждении Правил проведения аудита в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. № 723»;
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1009 «Об утверждении Положения о внешнем контроле деятельности аудиторских
организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре)»;
Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н (ред. от 16.10.2023) «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации»;
Приказ Минфина России от 30 ноября 2021 г. № 198н «Об утверждении перечня инормации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации»;
Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;
Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. № 118н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита»;
Приказ Минфина России от 16.10.2023 № 166н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 2н»;
«Кодекс профессиональной этики аудиторов» (приложение к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 № 47) (ред. от 17.11.2021).
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы аудиторской деятельности в России содержит:
• Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности;
• Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;
• Требования к аудиторам и аудиторским организациям;
• Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
• Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;
• Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;
• Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;
• Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;
• Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;
• Требования к обязательному контролю качества аудита;
• Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;
• Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
• Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов;
• Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
• Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ (ред от 24.07.2023) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2009. - № 1. - Ст. 15.
4. Федеральный закон от 01 декабря 1007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. – 06.12.2007. - № 273.
Статьи в научных журналах и сборниках
1. Агасиев С.Г. Международные стандарты аудита в России // Экономика и социум. 2020. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-audita-v-rossii (дата обращения: 25.12.2023).
2. Бандурина Н.В. Правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-auditorskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 23.12.2023);
3. Конев К.А. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в издательстве
и полиграфии. 2015. №1 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-auditorskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.12.2023).
4. Каткова Г.А., Олейник О.С. Система социального страхования в Российско Федерайии: исторические этапы развития, особенности взимания страховых взносов во внебюджетные фонды // Вестник ВолГУ. Экономика. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialnogo-strahovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-istoricheskie-etapy-razvitiya-osobennosti-vzimaniya-strahovyh-vznosov-vo (дата обращения: 24.12.2023);
5. Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovo-pravovoy-rezhim-sotsialnyh-vnebyudzhetnyh-fondov (дата обращения: 24.12.2023).
6. Забралова О.С. Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений // Актуальные проблемы российского права. 2023. №3 (148). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-vnebyudzhetnye-fondy-kak-subekty-finansovyh-pravootnosheniy (дата обращения: 25.12.2023).