Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день, взаимодействие человека и природы, проблемы экологической среды, крайне актуальна и принимает достаточно большие масштабы. Базовые знания по данному вопросу формируется в раннем возрасте, зачастую в дошкольном. Ведь в дальнейшем отношение человека к природе будет зависеть от того, насколько глубоко были заложены эстетические и нравственные отношения к природным объектам в детском возрасте. Именно поэтому, крайне важно обучать экологическому воспитанию раннего возраста, ведь именно в данный период у человека складывается базовое мироощущение и эмоциональные впечатление о природе и социуме, накапливается представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Что в дальнейшем, формируется в прочные убеждения [3].
Одним из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста, является наблюдение. На базе дошкольного учреждения, детей ознакомляют с природой и ее явлениями в разное время года. Что дает возможность сформулировать реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. А также способствуют формированию у детей таких черт характера, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Цель исследования – рассмотреть наблюдение, как основной метод экологического образования детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы наблюдения как ведущего метода экологического образования дошкольников;
2. Дать характеристику понятиям: экологическое воспитание, экологическое образование, метод наблюдения;
3. Проанализировать использования метода наблюдения в практике дошкольного образования
Объект исследования: процесс экологического воспитания и образования дошкольников старшей группы.
Предмет исследования: наблюдение как метод экологического воспитания и образования дошкольников старшей группы.
Стоит отметить, что большинство ученых и философов рассматривали вопросы экологического образования через призму воспитания детей. Немалую роль в данном вопросе можно отвести работам ведущих педагогов и методистов, которые были направлены на рассмотрение метода наблюдения как основного метода ознакомления детей с окружающим миром и расширения достоверных сведений о природе.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это вполне новое направление, которое и сегодня проходит свой этап становления.
1. Теоретические основы наблюдения как ведущего метода экологического образования дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников – это беспрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, который направлен на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему мир, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в общей системе ценностных ориентаций [1].
Так, главным в содержании экологического воспитания является формирование у детей правильного отношения к природе, через восприятие и ощущения, эмоциональном отношения к природным явлениям и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.
Не менее важное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познания экологических закономерностей природы. К примеру, программа, разработанная доктором педагогических наук, Натальей Александровной Рыжовой «Наш дом – природа» направлена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка в возрасте 5 и 6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Так, в основе программы, лежит возможность получения детьми представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря чему они могут развить экологическое мировоззрение и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
2. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36
3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. /А.И. Иванова-М.: ТЦ Сфера, 2011- 326с.
4. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.; сост. Л. А. Каменева; под. ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.: ил
5. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Чита: Изд-во Заб ГПУ, 2012. – 168 с.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н.
Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г, Саморуковой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.: ил. 95-100
7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2012. - 319 с.
8. Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада изд. 3-е перераб. и испр. – М.: «Просвещение», 2010. – 206 с.: ил.
9. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. /С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
11. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии изд. 2. Отв. ред. Е. В. Шорохова. – М., «Педагогика», 2011
12. Рыжова, Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
13. Тихеева, Е. М. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / под. ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
14. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке // Воспитатель. – №1. – 2009. – с. 41-43
15. Чижевский, А.Е. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия: Экология. /А.Е.Чижевский - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2013-543с.