Фрагмент для ознакомления
2
Статус проблемы интеллекта парадоксален с разных точек зрения: парадоксальны ее роль в истории человеческой цивилизации, отношение к интеллектуально одаренным людям в повседневной социальной жизни и характер ее исследований в области психологической науки.
Вообще говоря, интеллект — это система психических механизмов, позволяющих построить субъективный образ происходящего «внутри» личности. В своих высших формах такой субъективный образ может быть разумным, то есть воплощать, по словам К. Маркса, ту всеобщую самостоятельность мышления, которая относится ко всем вещам так, как того требует сущность самой вещи.
Психологические корни рациональности (а также глупости и безумия) следует искать в механизмах строения и функционирования интеллекта.
Задача установления уровня интеллекта является одной из важнейших в психологии с момента становления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволял охарактеризовать его умственные и нравственные качества. Установление количественной и качественной зависимости этих показателей от уровня развития интеллекта позволило разработать различные методы изучения интеллекта и связанных с ним качеств.
Оценка интеллекта как специфической человеческой деятельности породила методы, аналогичные тесту Айзенка. Реализация ее структуры породила многочисленные тесты, исследующие различные аспекты. Так появляются тесты на логическое, образное, творческое и техническое мышление.
1.Понятие и сущность интеллекта человека
Вопрос изучения интеллектуальных способностей с особой остротой встал перед учеными XIX века. В 1905 г. французским ученым Т. Симону и А. Бине удалось разработать первые тесты, предназначенные для оценки уровня умственных способностей детей в возрасте от 3 до 13 лет. Сами создатели текстов считали интеллект уровнем развития психического здоровья, свойственным определенному возрасту. Оценка основывалась на количестве правильных ответов и их соотношении к ошибкам.
Следующий прорыв в этой области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил оценивать уровень умственного развития путем расчета IQ. Он назвал их взаимосвязью между хронологическим и умственным возрастом ребенка.[1]
Учение В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал коэффициент, предложенный для жителей Америки, привёл его ниже шкалы Бине-Саймона, для чего предложил некоторые изменения для его модификации. Благодаря работам Л. Термена была разработана новая шкала оценки интеллекта.
Ученые пытались создать точную классификацию типов интеллекта с начала 20 века, но это оказалось трудным процессом. Наиболее популярная классификация, принятая большинством ученых, была разработана Говардом Гарднером. Он выделил 8 типов интеллекта:
Вербально-лингвистика. Предполагает развитую способность получать и передавать информацию с помощью хорошо произносимой речи. Этот тип интеллекта предполагает наличие у личности определенных качеств - способности осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их сочетание, составлять полные предложения, исходя из языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
Логико-математика. Предполагает развитые математические способности и логическое мышление. Он характеризуется рядом качеств — умением организовывать мысли, строить понятия по иерархии значений, работать с различными базами данных, оперировать цифрами, структурировать и систематизировать данные.
Натуралист. Характеризуется способностью анализировать различные события, происходящие в окружающем мире, и делать соответствующие выводы. Благодаря этому разуму человек смог эволюционировать и адаптироваться к новым условиям существования.
Визуально-пространственный. Для него характерна развитая способность ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих предметов, их расположение относительно других предметов, точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления – развитое воображение, умение создавать, обрабатывать и сохранять различные изображения, умение переносить придуманные образы в рисунки, музыку и тексты.
Межличностный. Включает в себя развитие навыков общения с другими людьми. Качества – умение подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение различными методами вербального и невербального общения, организаторские способности.
Кинестетик. Его называют телесным или тактильным. Предполагает эффективное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Людям с развитым кинестетическим интеллектом свойственны достижения в кузнечном, столярном деле и скульптуре.[4]
Музыкально-ритмично. У человека развиты умственные способности к распознаванию различных звуков, нот, тонов, чувству ритма и пониманию мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся необыкновенными музыкантами.
Внутриличностное. Характерна сильная связь между самосознанием и умственными способностями. Для этого типа интеллекта характерна склонность к уединению, склонность к размышлениям и самоанализу. Эти люди умеют и любят погружаться в свой внутренний мир, избегая тем самым окружающих проблем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2019. N 1. С. 111-131.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2022. - № 5. - С. 57-65.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2021. - 388 с.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2021. - № 3. - С. 78-86.
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2020 года, Смоленск: в 2 ч. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 2020. Ч. 1. - С. 22-26.
6. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О. О. Андронникова. - Новосибирск, 2021. - 213 с.