Фрагмент для ознакомления
2
Особое значение в деятельности организации в настоящее время занимает процедура отбора персонала – выбор наилучших кандидатов на вакантное место для формирования такого состава персонала, который при сбалансированности интересов современных компаний будет обеспечивать наибольшую конкурентоспособность. Современная компания, собирающаяся уверенно завоевывать соответствующий рынок, должна ценить время своих сотрудников и подбирать на работу необходимо таких специалистов, которые ценят свое время, время коллег и время предприятия в целом. По мнению большинства исследователей, именно успешный коллектив или команда является основным фактором развития и повышения конкурентоспособности любой компании.
Однако мало сформировать коллектив для работы на предприятии, важно – сохранить эффективность его трудовой деятельности. Решение задач эффективного управления персоналом в условиях глобализации и быстрых темпов развития бизнеса сводится сегодня к усовершенствованию форм взаимодействия работников и к изысканию наилучших способов побуждения их к результативной работе.
Для начала следует рассмотреть основные понятия в управлении персоналом. Персонал – это личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенными признаками персонала являются наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем и обладание определенными качественными характеристиками. Базовой классификацией персонала является деление по категориям работников, в соответствии с которой выделяются:
• производственный персонал (рабочие), непосредственно занятый в процессе производства товара или услуги (основной и вспомогательный производственный персонал);
• управленческий персонал (служащие), занятый в процессе управления производством товара или услуги (руководители и специалисты).
Управление персоналом в данном случае – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Сущность управления персоналом заключается в эффективном решении проблем, связанных с управлением людьми.
В современных условиях в управленческой практике применяются разнообразные модели кадрового менеджмента, содержание которых нацелено на более полную реализацию трудового и творческого потенциала в стремлении достижения общего экономического успеха и удовлетворения личных потребностей работников. В целом модели взаимодействия персонала можно разделить на технократические, экономические и современные (табл. 1).
Таблица 1 – Модели взаимодействия персонала
Технократические Экономические Современные
Иерархия с
использованием
административных
действий Авторитет с использованием материального стимулирования Лидерство и партнерство
Узкая специализация Групповая деятельность Виртуальная и сетевая организация
Исполнение Инициатива Творчество
Внешний контроль Коллективный контроль Самоконтроль
Современные модели взаимодействия персонала в свою очередь также делятся на взаимодействие по целям, взаимодействие посредством
мотивации, рамочное управление персоналом, управление на основе делегирования и предпринимательское взаимодействие.
Следует отметить, что в современной науке и практике менеджмента происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций и идей в области управления и взаимодействия персонала. Методы управления персоналом включают в себя способы воздействия на коллективы и взаимодействия отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Принято выделять три группы методов управления персоналом:
• Административные методы базируется на применении власти, дисциплине и нормативном обеспечении трудовой деятельности, подразделяются на организационные, распорядительные и дисциплинарные.
• Экономические методы – элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.
• Социально-психологические методы – методы, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Такие методы заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу (коллектив) – социологические.
Административные методы отличаются прямым характером воздействия, они соответствуют правовым нормам, актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер воздействия
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байдаков А.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Кенина Д.С. – М.:СтГАУ – «Агрус», 2019. – 116 с.
2. Косолапов А.Б. Организация туристской деятельности: учебник / А.Б. Косолапов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 304 с.
3. Тарасова Н.Е. Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом / Н.Е. Тарасова, А.В. Сенчукова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2020. – № 2 (20). – С. 176-182.