Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятия и категории этики. Добропорядочность
Этика является наукой о морали, нравственных ценностях, культуре социально-нормативного, нравственно ориентированного поведения, общения. Этика связана с рядом других наук: историей, философией, педагогикой, психологией, этнологией, фольклором, эстетикой, культурологией, антропологией.
Этика (от греч. ethika, etos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, а также нравственные принципы, ценности и нормы социального общения.
Термин «этика» в научный оборот ввел древнегреческий философ Аристотель еще в IV в. до н. э. Согласно учению Аристотеля этика – философская наука, которая изучает характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие добродетели и пороки. Со времен Аристотеля и до наших дней нравственная философия стала теоретической основой для формирования рациональных этических знаний и моральных качеств человека .
Предметом изучения этики являются мораль, история социально-этических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении. Объектом изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.
Субъект изучения этики – человек, рассматриваемый в рамках философско-этических учений от древнейших времен до наших дней.
Этика является особым способом познания бытия через призму сложных многогранных моральных человеческих отношений. Она предстает как специфический способ понимания мира через выявление исторических причин развития морали светского и религиозного характера, сквозь призму различных эпох развития человечества.
Современное цивилизованное общество сформировано на основе общечеловеческих норм и моральных ценностей этики и обязано их соблюдать в дальнейшей эволюции. На основе этических и религиозных моральных норм возникло и развивается право.
Первоначальным элементом этики явилась предмораль первобытного общества, когда зарождались определенные нормы поведения – табу (запреты) в рамках существования общины (племени, рода). Первобытные люди для коллективного общения и проживания вынуждены были сформировать нормы общей морали: «не укради», «не убий», «не навреди», «окажи помощь слабому», «будь справедливым» и др. Но в силу сложности исторического процесса развития общества, национальных элементов культуры, обычаев, противоречивости социально-экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие отрицались.
Этика изучает такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и ответственность, свобода и обязанность. Она помогает определить, какие поступки являются морально допустимыми, а какие – нет.
Понятие добра и зла является основополагающим в этике. Добро – это то, что соответствует моральным нормам и принципам, а зло – наоборот, то, что нарушает эти нормы. Добро и зло – это относительные понятия, которые зависят от культурных, религиозных и социальных норм.
Справедливость – это принцип, который требует равенства и справедливого распределения благ в обществе. Несправедливость – это нарушение этого принципа. Справедливость является одним из основных принципов морали и играет важную роль в общественной жизни.
Долг – это обязанность, которую человек имеет перед обществом и другими людьми. Он определяет, что нужно делать и как нужно поступать в различных ситуациях. Ответственность – это понятие, которое связано с долгом. Человек несет ответственность за свои поступки и за последствия, которые они могут вызвать.
Долг – одна из основополагающих категорий этики, которая выражает обязывающий характер нравственных ценностей. Он выступает как совокупность требований, предъявляемых человеку обществом. Долг – нравственно-нормативное отношение личности к обществу .
Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязательств перед обществом. Личность осознает свои обязательства и реализует их в меру своей нравственной зрелости. Чем выше чувство долга (ответственности), тем большей гражданской зрелости достигает личность в процессе формирования чувства долга перед Богом и людьми. Кому и что должен человек? Человек должен быть человечным и соблюдать нормы разумного общежития: быть вежливым, пунктуальным, трудолюбивым, исполнительным, аккуратным, заботливым по отношению к близким и нуждающимся в его внимании.
Свобода – это право человека на самостоятельный выбор и действие. Она является одним из основных принципов морали. Обязанность – это то, что человек должен делать, чтобы соответствовать моральным нормам и принципам.
Мелиоризм (от лат. melior – лучше) – точка зрения на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма. Термин «мелиоризм» был введен английской писательницей XIX в. Дж. Элиот. Подробно принцип мелиоризма был разработан английским буржуазным психологом и этиком Дж. Селли в книге «Пессимизм (история и критика)» (1877 г.). Он считал оптимизм и пессимизм равнозначными понятиями. Мелиоризм (путь к лучшему) как этическое учение предлагает не утрачивать ориентиров срединного пути .
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения. Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом.
Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная с категорией достоинства. Однако в отличие от достоинства честь связана с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и образом жизни. Честь – это авторитет, имидж, репутация, нравственный образ жизни, стремление к высоким идеалам. Она требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому принадлежит. Понятие чести предполагает уважительного отношения по заслугам. Когда военные приветствуют, то говорят: «Честь имею».
Это означает, что я уважаю свою и вашу честь, я призван защищать честь мундира, честь Отечества, честь идеалов нашей Конституции.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности. Достоинство – осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе. Оно связано с незапятнанной репутацией, добрым именем, почетом и уважением.
Гордость – социальное и моральное чувство, форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, разумная гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей, требует от человека совершения таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе и не позволяют ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, уважение к себе.
Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, принадлежностью к особой социальной группе (нации, классу, профессии), обладанием определенной собственностью и т. д. Человек может скромно гордиться семьей, близкими, большой и малой Родиной. Разумная гордость не должна перерастать в гордыню. Богатый человек может гордиться своим капиталом, связями в высших кругах общества, а бедный – трудом и честно заработанной зарплатой. Гордыня, зазнайство, высокомерие, эгоизм, чванство, надменность – порочные качества, достойные осуждения.
Героизм – особая форма человеческого поведения в экстремальных условиях войны и мира. Героев обожествляли в мифах Древней Греции. Героическая личность – жертвенная, альтруистическая личность.
Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество. Трусость – индивидуальный страх перед природными или общественными силами. Она может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или выгодное общественное положение.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости, воспитанности. Причина грубости в раздражительности, слабой сдержанности, плохой выдержке.
Идеал (от фр. idealis – вид, образ, идея) – высший образец чего-либо, достойный уважения, восхищения, изучения, подражания; высшая степень позитивного качества в культуре и искусстве. Этические идеалы проявляются в различных явлениях общественной жизни. Они бывают духовные и материальные, субъективные и объективные, синтетические, рукотворные и естественно-природного происхождения и др. Идеальные образы в духовно-религиозной жизни – Дева Мария, Иисус Христос, святые; идеальные образы в природе – полная радуга, солнечное майское утро, северное сияние, рассвет над рекой и живописными берегами и т. д. Идеальными могут быть результаты творческой деятельности человека, (идеальное музыкальное произведение (например, Моцарта, т. е. написанное по музыкальным канонам), идеальная (т. е. абсолютно правильно) решенная задача, идеальный (т. е. хорошо подогнанный под фигуру) костюм, идеальный (т. е. обладающий лучшими техническими характеристиками и внешними эстетическими качествами) автомобиль). Примером социальных идеалов могут служить идеальные родители, врачи, педагоги, священники, садовники, отличные повара и т. д .
Любовь – сердечное чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности. Проявления любви могут быть разнообразными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле – взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов), положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, истине; любовь к жизни, искусству и т. д.). Первая библейская заповедь Моисея гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Любовь – величайшая ценность, качество и право свободного человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте.
Здесь особая этика и эстетика любви, возникающая по законам красоты, добра и справедливости. По словам В. Соловьева, любовь – это субъективное переживание и активное преобразование жизни.
Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, оно является чувственно-эмоционального формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнение этих устремлений. Счастье – форма реализованного желания, которое приносит наивысшее моральное либо материальное удовлетворение.
Как известно, наиболее емкими концептами являются принципы. Обычно они образуют некоторую иерархию. Наиболее актуальным значением обладают первые принципы, например, принцип наименьшего действия в физике и максимизация нормы прибыли авансированного капитала в экономике. Первым принципом философии науки является принцип теоретической репрезентации, согласно которому все существующее, в том числе язык, ментальность, объекты и субъекты, являются презентациями теорий. У. Куайн как-то выразился весьма удачно: «даже наши изначальные объекты – тела – уже являются теоретическими». То же самое, а именно, изначально теоретический характер, правомерно утверждать относительно ментальности, языка и субъектов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3586.
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1792.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 N 114 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" // "Законность", N 6, 2021.
7. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 01.12.2022) // "Бюллетень актов по судебной системе", N 2, февраль, 2013.
8. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) // "Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", N 3, 2003.
9. Великова С. А. Самооценка студентов гуманитарного института как регулятор их успеваемости // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 136–145.
10. Горский Г. Ф. Судебная этика: Некоторые проблемы нравств. начал сов. уголовного процесса / Г. Ф. Горский, Л. Д. Кокорев, Д. П. Котов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. - 271 с.
11. Земзикова Е. Системный характер проблем развития профессиональной юридической этики в современной России // Международные научные студенческие чтения: Материалы XV международной студенческой научной конференции / отв. ред. Д. Т. Караманукян. – 2018. – С. 207–209.
12. Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - М., Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. - 168 с.
13. Кропоткин, П. А. Этика. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 434 с.
14. Курбатова С.М. Экологизация образования: сущностные аспекты / С.М. Курбатова // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2020. № 36. С. 8.
15. Лонь С.Л. Судебная этика: Учебно-методический комплекс (для студентов Юридического института Томского государственного ун-та). - Томск, 2005. 124 с.
16. Родыгина, Н. Ю. Этика деловых отношений: учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 430 с.
17. Спиноза, Б. Этика. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 240 с.
18. Соловьева П.В. Профессиональная этика юриста: соотношение профессионализма судьи и его нравственно-моральных качеств / П.В. Соловьева // Правовая парадигма. 2020. Том 16. № 4. С. 165-171.
19. Салова Т.Л. Элитарность и элитарная культура // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 4 (43). – С. 184.
20. Соловьев Э.Я. Этика делового человека. - Минск, 1994. - 96 с.
21. Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 158 с.
22. Этика: учебник для вузов / А. А. Гусейнов [и др.]; под общей редакцией А. А. Гусейнова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 460 с.