Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Международное и национальное законодательство закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативные формы для его семейного устройства. Семейным кодексом РФ на федеральном уровне предусмотрены три основные формы семейного детей, оставшихся без родителей, среди которых - усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. В силу ст. 72 Конституции РФ (п. «к») семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому п. 1 ст. 123 СК РФ наделяет регионы возможностью принять закон о патронатном воспитании. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались этим правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.
Исходя из смысла ст. 123 СК РФ, можно сделать вывод, что есть два основных способа устройства таких детей – во-первых, это передача их на воспитание в семью. В этом случае речь идет о формах семейного устройства и воспитания детей, к которым можно отнести - усыновление/удочерение, опеку/попечительство, приемную семью, а также в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатную семью. Во-вторых, при отсутствии этой возможности дети временно передаются на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Таким образом, другим способом устройства является передача детей в соответствующие образовательные, медицинские, социальные и иные аналогичные организации. Данный способ устройства детей можно назвать интернатным.
Сравним отдельные формы семейного устройства (усыновление, опека, попечительство, приёмная семья) – как по правовым последствиям, так и по порядку и основаниям возникновения.
Цель исследования состоит в изучении форм семейного устройства.
Формы семейного устройства
Институт приемной семьи всегда был и остается составной частью российской системы защиты детства и довольно успешным правовым инструментом, обеспечивающим воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, который наряду с институтами усыновления и опеки (попечительства) является структурным элементом семейного права.
В рамках подотрасли российского семейного права «Формы устройства детей, лишенных родительского попечения» выделяются следующие правовые институты: институт усыновления, институт опеки и попечительства, институт приемной семьи, институт устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, институт патронатной семьи.
Институт приемной семьи представляется логичным разделить на следующие структурные элементы: подинститут договора о приемной семье, подинститут субъектов договора о приемной, подинститут охраны и защиты прав приемных детей и другие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
5. Кузина И.Г. Приемная семья как фактор адаптации и форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. Т. 10. - № 3-1. - С. 155.
6. Олейникова С.Г, Володина У.В. Правовые механизмы защиты приемной семьи в России // Отечественная юриспруденция. – 2019. - № 1 (26). - С. 29.
7. Шамраева, И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области) // Семейное и жилищное право. – 2019. – № 3. – С. 14.