Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Люди часто совершают опасные и агрессивные действия. Учитывая вредность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, неудивительно, что поиск объяснений того, почему люди им занимаются, всегда имел первостепенное значение при изучении агрессии. Без создания глобальной теоретической модели этот поиск объяснений привел к появлению множества теоретических подходов, каждый из которых рассматривает различные механизмы, участвующие в проявлении агрессивного поведения.
Основные идеи этих подходов служат двум основным целям: а) охватить разнообразие доступных объяснений агрессивного поведения, на которых основана большая часть исследований агрессии и без которых любое введение в эту область было бы неполным; б) сформулировать общий набор теоретических конструкций, используемых исследователями, пытающимися объяснить различные формы агрессивного поведения.
Очень разные мнения были высказаны относительно причин агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. Хотя было выдвинуто множество противоречивых теоретических обоснований, большинство из них попадают в одну из следующих четырех категорий. Под агрессией прежде всего понимают: 1) врожденные порывы или наклонности; 2) потребности, активируемые внешними раздражителями; 3) когнитивные и эмоциональные процессы; 4) текущие социальные условия в сочетании с предыдущим обучением.
Основная цель нашего исследования – рассмотреть сущность и особенности теорий агрессии и подражания.
1.Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 1930-х годов была сформулирована гипотеза фрустрации-агрессии, получившая впоследствии широкую известность в психологической науке. Ее авторы — Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сирс. Интересно отметить, что, по мнению Л. Берковица, эту гипотезу «следует рассматривать как один из первых примеров преимуществ, получаемых от сочетания теории обучения и психоанализа». Доллард и его коллеги признают свою ответственность перед Фрейдом в своей работе, указывая, что фундаментальная идея связи между фрустрацией и агрессией была впервые представлена в его ранних работах.
Н. Миллер, Д. Доллард сформулировали гипотезу следующим образом: наличие агрессивного поведения всегда предполагает наличие фрустрации и, наоборот, наличие фрустрации всегда приводит к определенной форме агрессии.
Четыре основных понятия, используемые в теории, определяются следующим образом. Разочарование – это любое состояние, которое блокирует достижение желаемой цели. Агрессия определяется «как поведение, цель которого — разрушить или устранить разочаровывающую блокировку».
Понятие «сдержанность» подразумевает тенденцию ограничивать действия «из-за ожидаемых негативных последствий их участия», что, кстати, может быть источником дополнительного разочарования. «Более того, если другие условия препятствуют разрушению или вытеснению фрустрации, то это возбуждение агрессии может реализоваться и в других объектах».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 2019
2 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2021.
3.Лоренц К. Агрессия. – М., 2021.
4. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. - М., 2019.
5. Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2022.