Фрагмент для ознакомления
2
1. Как в истории философии складывается учение о бытии?
Ответ: Онтология, как раздел философии, изучает основные принципы и категории бытия, его структуру и закономерности. Она является фундаментальным учением о сущем, о том, что существует.
В классической философии бытие рассматривается как независимое от сознания существование объективной реальности. Оно охватывает все аспекты мира, включая космос, природу и человека. Бытие определяет то, что существует как таковое, и фиксирует убеждение в существовании мира и самого человека с его сознанием. Важно отметить, что отдельные вещи, процессы и явления могут возникать и исчезать, но мир в целом существует и сохраняется.
Одним из первых философов, которые ввели понятие бытия в философию, был Парменид. Он выделил основные характеристики бытия, такие как целостность, истинность, благость и красота. Парменид провозгласил единство мысли и бытия, противопоставляя его небытию. Согласно его учению, бытие существует непрерывно, однородно и неподвижно. По его мнению, ничего кроме бытия не существует.
Платон также сделал значительный вклад в разработку понятия бытия. Он отождествлял бытие с миром идей, которые являются подлинными, неизменными и вечно существующими. Истинное бытие, по Платону, противопоставляется неподлинному бытию, которое представляет собой вещи и явления, доступные человеческим чувствам. Платон рассматривал чувственно воспринимаемые вещи как отражение совершенных образов - идей. Он разделил мир бытия на мир идей (мир истины) и мир действительности (мир подобий).
Средневековые мыслители также внесли свой вклад в онтологию, приспособляя ее к решению теологических проблем. Они различали понятие бытия от божественного абсолюта или отождествляли его с Богом.
В новое время онтология оставалась неотъемлемой частью философской доктрины, хотя философы сконцентрировали свое внимание на проблемах познания. Кант в своей критической философии внес изменения в онтологическую мысль, разделяя универсум на три автономные сферы - мир природы, свободы и целесообразности. Он предложил новую онтологию, в которой способность познания истинного бытия распределена между теоретической и практической способностями.
В конце 19 и начале 20 века интерес к онтологии возродился с появлением неотомизма, который вновь занялся изучением понятия бытия.
2. Что такое движение и развитие в философии?
Ответ: Любая картина мира, будь то научная, философская, религиозная или обыденная, включает в себя понимание движения. Однако философское и естественнонаучное понимание движения не являются идентичными. В философии движение рассматривается как изменение вообще, от перемещения в пространстве до процессов мышления.
Сразу после вопроса о сущности мира и бытия возникает вопрос о том, как они существуют. Свойственно ли им движение или они неподвижны? Это вопрос о способах существования мира и бытия. Например, у Парменида бытие считалось неподвижным. Движение и изменение, которые мы наблюдаем, считались лишь иллюзией, обманом наших чувств. Истинное знание дает разум, и он утверждает, что бытие неподвижно. С этого момента начинается незаконченный и до сих пор продолжающийся диалог в философии.
В истории философии были реализованы все четыре логически допустимые возможности в отношении признания или отрицания движения и покоя:
1. Признание только реальности движения и отрицание реальности покоя (Кратил из Афин).
2. Зенон Элейский, защищая и обосновывая представления Парменида о едином и неподвижном Бытии, с помощью апорий "Дихотомия", "Стрела" и "Ахилл" доказывал иллюзорность движения и реальность только покоя.
3. В древнеиндийской философской школе мадхьямиков отрицается как реальность покоя, так и движения, поскольку признается, что все является ничем и существует только пустота.
4. Большинство философов признавали как реальность движения, так и покоя. При этом выделяются два основных типа движения. Первый тип - это изменение, связанное с сохранением устойчивости предмета и его качества, то есть количественное изменение. Второй тип - это изменение качественного состояния предмета или явления. Изменение понимается как потеря некоторых свойств и приобретение других.
Самой сложной формой изменений является развитие. Развитие определяется как особый тип изменений, представляющих собой раскрытие скрытых в предыдущих качественных состояниях возможностей и появление новых качественных состояний. То есть развитие - это не только качественные, но и необратимые и внутренне обусловленные изменения.
Вопрос об источнике движения и развития имеет различные ответы: 1. Бог создал материю и наделил ее активностью. 2. Материя вечна и сама по себе инертна, но получает активность от Бога (теория божественного первотолчка).
3. Как связана проблема сознания с общей теорией отражения?
Ответ: В философии понятие отражения означает способность материальных систем воспроизводить свойства других материальных систем, с которыми они взаимодействуют. Такие свойства, запечатленные в других объектах, называются информацией. Понятие отражения тесно связано с понятием информации. Информация имеет три основных параметра: содержание, количество и ценность. Проблема информации стала особенно актуальной в современном мире, когда функции передачи и хранения информации практически полностью перешли на машины благодаря компьютерной революции.
Отражение в неживой природе может принимать различные формы, такие как механическое, физическое и химическое. Это называется "пассивным" отражением. Биологическое отражение включает в себя раздражимость, чувствительность и психическое отражение.
Наивысший уровень отражения достигается в сознании человека - способности высокоорганизованной материи, а именно головного мозга, отражать материальный мир. Для формирования сознания существенное значение имеет предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи, но сознание нельзя свести только к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности и регулятор деятельности человека. В общем виде можно определить сознание как способность человека связывать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.
Источником сознания являются объективная и субъективная реальности, которые человек отражает с помощью головного мозга. Сознание неотделимо от мозга и связано с биохимическими и физиологическими процессами, происходящими в нем. Однако мозг сам по себе не является источником сознания, а является его органом.
Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который формируется в результате влияния труда, общества и речи. Человек осознает свои действия и мысли о предметах и действиях через самосознание, что делает его личностью. В процессе самосознания происходит не только осознание того, что есть в человеке, но и изменение его духовного мира. Самосознание включает оценку знаний, умений, идеалов и целей человеком. Это свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они осознают свое положение в обществе, свои интересы и идеалы.
Показать больше