Фрагмент для ознакомления
2
Одной из основных целей художественно-творческого образования является всестороннее развитие личности ребенка и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Развитие творческих навыков – сложный и длительный процесс. Дети получают свои первые впечатления от искусства, изучая различные художественные средства. Разнообразие глубоких и непрерывных знаний, умений и навыков, устойчивые познавательные интересы, заинтересованность, инициативность, максимальная решительность в решении задач – все это творческие условия, которые можно постепенно изменять с помощью изобразительного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) обеспечивает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [141.
В ходе лепки дошкольники могут показать важные особенности предметов, найти связи между предметами и явлениями и показать их в форме образного употребления. В этом виде творчества самостоятельно, независимо от взрослых вырабатываются обобщенные методы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления для поиска путей решения творческих задач и планирования своей деятельности.
Сегодня теоретики и практики отмечают, что особое значение в творческом процессе имеет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта, в том числе и пластического. Занятия лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ из жизни, памяти или рисунка, дети изучают форму и фактуру, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речи. Дети учатся внимательно рассматривать предмет, что развивает их наблюдательность. При изготовлении скульптуры ребенок работает с реальной формой предмета, прикасаясь к нему руками.
Техника лепки настолько проста, что очень доступна даже маленьким детям. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Изготавливая скульптуру, ребенок знакомится с объемной формой предмета, соединением его частей, у него развиваются навыки работы двумя руками, умение координировать движения рук, мелкая моторика пальцев и глаз. Чем чаще ребенок лепит, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее он развивается.
Лепку также можно использовать как элемент при моделировании построек из песка, глины или природных материалов. С помощью моделирования можно развивать многие психологические процессы, без которых невозможен творческий процесс. Об этом неоднократно говорили известные исследователи детского творчества (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.).
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью подробного изучения особенностей использования пластического творчества, а именно лепки в развитии дошкольников.
Цель – рассмотреть особенности использования пластического творчества (лепки) в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности использования лепки в творческой деятельности дошкольников;
2. Разработать план-конспект занятия пластической деятельности в младшей группе.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования: в работе был разработан план-конспект занятия во второй младшей группе, который может быть использован воспитателями.
1. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников в процессе лепки
Дошкольный возраст – это период, когда начинают активно развиваться все познавательные процессы. В этот период у ребенка часто проявляется способность видеть что-то новое и необычное, что взрослому кажется нормальным. Навыки творчества развиваются в дошкольном возрасте и влияют на успехи в школе. Дошкольный возраст сенситивен, поэтому развитие творчества можно начинать именно в этом возрасте. Это подчеркивает актуальность проблемы развития творческого мышления у дошкольников.
Творчество – одна из важнейших научных тем, изучаемых сегодня. Рассмотрим несколько позиций в отношении проблемы творческого развития в детском возрасте.
С философской точки зрения творчество определяется как деятельность человека, направленная на создание новых ценностей в материальной форме и содержании. В философском словаре творчество определяется как деятельность, в которой человек создает новые ценности и идеи [9].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Глебова, И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Т. 0. Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. С. 31-34. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/ (дата обращения: 03.01.2024).
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
3. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».. 1998.
4. Коджаспирова Г.М., Конжаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 4-е изд., стерсотип. М.: Академия, 2012. 176 с.
5. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М.: Alma mater, 1994. 32 с.
6. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. М.: Просвещение, 1996. 78 с.
7. Немов Р.С. Психология: учебник. М.: Высшее образование, 2009. 639 с.
8. Соловьева Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 820-823. URL: https://moluch.ru/archive/110/26793/ (дата обращения: 02.01.2024).
9. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. -592 с.
10. Теплов Б.М. Психология как основа для маскировочной техники // Война и техника. 1926. № 306-307. C. 44-52.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) URL:
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 02.01.2024).