Фрагмент для ознакомления
2
1. Ключевые этапы становления онтолингвистики
Онтолингвистика представляет собой раздел лингвистики, который занимается изучением онтогенеза детской речи. Это включает в себя анализ формирования речевых навыков у детей, происхождение и последующее развитие индивидуального языка, а также возрастные изменения в языковом поведении индивида.
Американский лингвист Д. Ингрэм выделяет три основных периода в развитии зарубежных исследований детской речи: 1) период дневниковых записей (1876–1926), 2) кросс-секционные исследования (1926–1957) и 3) лонгитюдные исследования (1957 — настоящее время). Работа Клары и Вильгельма Штерн "Die Kindersprache" (1907) считается одной из первых классических работ, полностью посвященных детскому языку.
Первый период, согласно Д. Ингрэму, характеризуется использованием метода дневниковых записей, примененного Тьерри Вильямом Прейером и Грэнвиллом Стэнли Холлом. Журнал "Pedagogical Seminary", основанный Холлом, публиковал дневниковые записи речи детей различных авторов. Второй период, начавшийся с работ Смит и Маккарти в 1926 году, характеризуется использованием кросс-секционного метода исследования. Этот метод позволял собирать больше языкового материала, однако не предоставлял возможности следить за индивидуальным языковым развитием конкретного ребенка.
Третий период, начиная с 1957 года, характеризуется использованием лонгитюдных исследований, предполагающих систематический сбор речевого материала с одного ребенка на протяжении длительного периода. Исследования М. Брейна, В. Миллера, С. Эрвина, Л. Блума и Р. Брауна относятся к этому периоду.
В российской лингвистике исследование детской речи имеет свои традиции. Работы И. А. Сикорского, В. П. Вахтерова, А. Ф. Левоневского, а также многолетние наблюдения К. Чуковского за речевыми инновациями детей в книге "От двух до пяти" являются первыми "масштабными экспериментальными исследованиями детской речи". Дневник А. Н. Гвоздева "От первых слов до первого класса" стал известным примером научных наблюдений за развитием речи собственного ребенка, и его материал использовался в фундаментальных исследованиях о закономерностях усвоения фонетики и грамматики русского языка. В отечественной психологии также проявили интерес к детской речи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и С. Л. Рубинштейн, исследуя взаимосвязь мышления и речи через материал, продуцированный детьми.
В конце 1950-х годов в США сформировались три независимые группы ученых, проявивших интерес к исследованию детской речи. Каждая группа использовала свой метод для сбора необходимого языкового материала. Например, М. Брейн исследовал двусловные высказывания трех детей с применением магнитофонной записи. В. Миллер и С. Эрвин изучали язык пятерых детей, в том числе одного 1,9-летнего и четырех 2-летних. Их задачей было выявить систему правил и описать развитие грамматики в языке ребенка, а также определить, существует ли грамматика в раннем детском языке.
Интерес к синтаксису в детском языке был подтолкнут публикацией Н. Хомского "Синтаксические структуры" в 1957 году. Определение грамматики как набора правил, с акцентом на синтаксисе, стало центральным в исследованиях многих лингвистов.
На следующих этапах исследований (в 60-70-х годах и позднее) акцент делался на изучении морфологии, фонетики, а также особенностей усвоения морфемного состава языковой системы детьми. Работы в этой области включали анализ словарного состава и изучение морфемных структур в речи детей разных возрастов.
Жан Пиаже, известный своими исследованиями детского развития, высказывал мнение о том, что речь детей раннего возраста является эгоцентричной и не выполняет коммуникативных функций. По его мнению, эта речь больше похожа на внутренние размышления, так как дети говорят о себе и не обращаются к другим. Однако, Л. С. Выготский выдвинул противоположную точку зрения, утверждая, что эгоцентрическая речь имеет важное значение и является основой для внутренней речи ребенка.
По Выготскому, речь и мышление у ребенка имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, в то время как речь возникает через эмоциональное заражение посредством звукового сигнала. В возрасте около полутора лет происходит их объединение, что приводит к появлению словесно-логического мышления. Это означает, что ребенок начинает осмысливать звуки речи, используемые взрослыми. Выготский считает слово знаком, который преобразует мышление в высшую психическую функцию.
Исследователями, такими как Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и И. А. Зимняя, были изучены механизмы порождения речевого высказывания. На протяжении времени интерес к детской речи фокусировался в основном на словесном периоде речевого онтогенеза. Исследования Е. Н. Винарской выделили два периода в предречевом развитии: период фонетических универсалий и период фонетических образов и жестов, связанных с эмоциональной выразительностью.
Показать больше