Фрагмент для ознакомления
2
Каждый раз, когда человек берет в руки книгу и начинает читать, литературное произведение оживает. Чтение про себя происходит быстрее, так как мы не произносим слова полностью, а лишь предугадываем их продолжение по начальной части. Однако, когда мы читаем вслух, каждое слово оживает и звучит, воздействуя на чувства слушателей. В ходе исследования возник вопрос о том, что значит читать литературное произведение выразительно. Как проявляются эстетическая деятельность и подготовка младшего школьника к выразительному чтению [2]?
Выразительное чтение представляет собой чтение вслух, при котором передается идейное содержание текста с соблюдением норм литературного произношения. Когда учитель читает художественное произведение вслух для младшего школьника, это помогает ему понять идеи, выраженные в произведении, эмоционально воспринять художественные образы и почувствовать их эстетическое воздействие.
Методика литературного чтения связывает понятие "выразительность" с трактовкой текста читателем и исполнительством, что и составляет эстетическое сознание учащихся. Исполнительская выразительность требует серьезной подготовки. Процесс подготовки к исполнению произведения включает анализ текста для понимания его эстетической концепции. Специфика данного подхода заключается в том, что эмоции и воображение ученика являются наиболее активными аспектами восприятия. Таким образом, ребенок постигает значение текста через сопереживание и выражает свое понимание через выразительное чтение [10].
Работа над изобразительными средствами языка играет важную роль в воспитании внимания к слову, чуткости, понимания его оттенков и скрытого смысла, эмоциональных окрасок и эстетического вкуса. Школьник приобщается к стилистике художественной речи и овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.
Упражнения на развитие логической выразительности включают постановку логического ударения. Младшим школьникам предлагается произнести скороговорку, выделяя голосом выделенные слова. Упражнения на развитие эмоциональной выразительности подразумевают чтение предложений с определенной эмоциональной окраской или проведение инсценирования рассказов [4].
Выразительное чтение произведений разных жанров способствует формированию эстетического сознания младших школьников. Умение говорить правильно и выразительно, передавая эмоциональное отношение, соблюдая логику изложения и законы интонирования, является важным для успешного общения и достижения успеха в различных сферах.
Умение выразительности речи занимает важное место в формировании коммуникативной культуры. Работа над выразительным чтением помогает развить эстетическое сознание младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО (2014 г.). В результате дети получают знания о компонентах выразительного чтения и умение применять их на практике.
Недостаточное внимание к выразительности речи может привести к негативным последствиям, таким как несформированность речевых навыков, несостоятельность в формулировании письменных и устных высказываний. Эти последствия явно проявляются в образовании как младших, так и старших школьников. Статья предлагает перспективы для дальнейших исследований и создания методических рекомендаций по развитию выразительной стороны речи у младших школьников в контексте развития их эстетического сознания.
1.2. Особенности восприятия содержания различных видов текстов (сказка, рассказ, поэтическое произведение) и выявление его специфики
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным [8].
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте. Они интересуются не только поступками героев, но и их мотивами, переживаниями и чувствами. Дети способны улавливать подтекст и формировать эмоциональное отношение к героям, осмысливая всю коллизию произведения и учитывая характеристики героев. Они также начинают замечать и оценивать выразительные средства и особенности формы произведения, анализируют жанры и художественные достоинства литературных произведений. Важно помочь детям понять и почувствовать глубокое идейное содержание и художественные образы произведений. При знакомстве с поэтическими произведениями необходимо помочь детям ощутить их красоту и глубину содержания [7].
Перед педагогом начального класса стоят задачи развивать у детей любовь к книгам и художественной литературе, способность чувствовать художественные образы, поэтический слух и интонационную выразительность речи. Также важно формировать способность детей анализировать содержание и форму произведений, определять основных героев и жанр, улавливать образность языка. Ученики смогут давать осознанную оценку персонажам, сопереживать им и скорее понимать различные жанры, если им помочь развить отвлеченное мышление и умение видеть средства выразительности в произведении. Умение воспринимать художественное произведение и анализировать его элементы не приходит само по себе, оно требует развития и воспитания с раннего возраста.
1.3. Уровни восприятия произведений разных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Для детей младшего школьного возраста существует четыре уровня восприятия художественных произведений [3]:
Фрагментарный уровень. На этом уровне у детей отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, и им не удается установить связь между эпизодами. Хотя ребенок может эмоционально откликаться при чтении, у него возникают трудности с выражением прочитанного, и он не замечает изменений в эмоциональной динамике. Он реконструирует образ события, исходя из своих жизненных впечатлений, а не из содержания произведения. Ребенок не осознает мотивы поведения героев и отвечает на вопросы учителя неохотно, демонстрируя сопротивление к общению. Художественное произведение воспринимается им как простое описание события, не выражающее авторскую позицию и не обобщающее прочитанное.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 472 с.
2. Астафьева О. Детская литература: выразительное чтение / О. Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. - 272 с.
3. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников / И. Н. Зайдман // Начальная школа. 2003.- 5-14 с.
4. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ О.В. Кубасова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
5. Минералова И. Г. Практикум по детской литературе.-М.:ВЛАДОС,2001.- 256 с.
6. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений СПО / Е. С. Антонова, С. В. Боброва (раздел «Методика литературного чтения»). - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.
7. Найденов Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
8. Найденов, Б. С. Хоровое чтение в процессе обучения выразительному чтению. Методика выразительного чтения / Б. С. Найденов. М.:Просвещение, 2006. - 116 с.
9. Розов А. И. Память. – М., 1970. - 344 с.
10. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студентов учеб. заведений средн. профессионального образования, обучающихся по пед. специальностям / Под ред. Т. Д. Полозовой.-3-е изд. , стер.-М.: Academia, 2000.- 507 с.
11. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Н.Н. Светловская; Т.С. Пичеоол - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
12. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. М: Академия, 2001.- 312 с.