Фрагмент для ознакомления
2
Все методы в практике реализуются через приемы. Сравните следующие определения методических приемов:
«Методические приемы — это элементы (составные части) того или иного метода, применяемые с целью усиления дидактических возможностей основного метода» (В. М. Пакулова).
«Методические приемы — это разнообразные сочетания обучающих средств, форм устного изложения учебного материала, логических путей и приемов познания, а также видов и форм учебной деятельности школьников» (Понурова Г. Я.).
Третье определение методических приемов найдите в главе «Методы обучения».
Выявите сходство и различие этих определений. Какое из них, на ваш взгляд, более глубоко раскрывает сущность понятия? Свой ответ обоснуйте (не менее 20-25 предложений).
Ответ: Нами проанализированы все определения методических приёмов, которые являются одинаково ценными для разрытия их научного содержания. На наш взгляд, более глубоко раскрывает сущность понятия определение В. М. Пакуловой. В нём содержится психолого-педагогический смысл определения. Также определение является ёмким, кратким, грамотным. Автор акцентирует определение на основном методе, а методические приёмы рассматривает как его неотъемлемую часть. Скажем, так, урок может быть построен на основном методе, а методические приёмы являются его наполнением. Дидактические возможности здесь рассматриваются с точки зрения практико-ориентированности. Они направлены на развитие тех или иных способностей, развитие которых стоит целью для учителя на уроке. Но здесь нет определения дидактически возможностей, только лишь упоминается их глубина. А для качества знаний необходима только лишь глубина дидактических возможностей. Данное качество влияет и на качество знаний и качество обучения. Также в данном определении методические приёмы рассматриваются как разнообразные сочетания. Это говорит о том, что наука и практика предполагает различные сочетания методических приёмов. Всё зависит от цели задач, которые учитель формулирует перед уроком и чего хочет достичь. Проведя анализ всех определений, мы можем сказать о том, что методические приёмы – это действительно элементы или составные части урока. Без подобного наполнения урок не состоится. Методические приёмы действительно усиливают дидактические возможности каждого метода.
ЗАДАНИЕ № 6
СИТУАЦИЯ №1.
На уроке «Природа тундры» знакомство с новым материалом может быть организовано различно:
а) учитель рассказывает о природе тундры, демонстрирует таблицу «Тундра летом» и гербарий — веточки карликовых березки и ивы, ягодные кустарнички (морошка, голубика);
б) демонстрируется диафильм «Природа тундры», каждый кадр обсуждается учащимися по заданиям учителя; кадры о растениях сопровождаются исследованием учащимися по гербарному материалу.
ВОПРОС: Определите, какие методы и приемы использованы в каждом варианте. Насколько грамотно, с точки зрения методики, использованы именно эти методы и их сочетания?
Ответ:
а) – рассказ, наглядные методы – грамотное сочетание для данной темы.
б) – наглядные методы, беседа – если это видео, в пределах которого идёт обсуждение, то дети будут отвлекаться при просмотре. Необходимо сначала посмотреть, потом обсудить.
СИТУАЦИЯ №2.
Знакомство детей со свойствами снега и льда можно организовать различно:
а) учитель демонстрирует снег и лед; сам называет их свойства, привлекая жизненный опыт детей;
б) дети под руководством учителя исследуют снег и лед и сами выявляют их свойства, сравнивая с имеющимися своими представлениями.
ВОПРОС: Какие методы и приемы используются в том и другом случаях? Насколько целесообразно их использование при изучении данной темы? Какой из этих двух путей более эффективен? Докажите свою точку зрения.
Ответ:
а) - наблюдение и эксперимент – такое сочетание очень подходит для предметов естественно-научной направленности, которым является «окружающий мир».
б) эксперимент и сравнение - такое сочетание очень подходит для предметов естественно-научной направленности, которым является «окружающий мир».
СИТУАЦИЯ №3.
На уроке были предложены задания:
а) определить, какое ископаемое пропускает воду быстрее: глина или песок?
б) выяснить, какие дорожки быстрее высохнут после дождя — глинистые или песчаные?
Показать больше