Фрагмент для ознакомления
2
Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
• любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
• приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
• уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
• ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
• признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
• поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
• умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
• собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Будучи сторонником гуманистических идеалов, О.С. Газман считал, что образовательное взаимодействие учителя и ученика должно основываться на гуманистических принципах. Он посоветовал педагогам в своей педагогической деятельности придерживаться следующих правил:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Газман О. С. "Неприкосновенный запас" как технология педагогической поддержки. – Москва : Издательство "Педагогика-Пресс", 1995.
2. Газман О. С. Новые ценности образования: Век информации и вежливости. – Москва : Издательство "Менеджер", 2000.
3. Газман О. С. Образование для всех: Проблемы свободы выбора. – Москва : Издательство "Школьная пресса", 1997.
4. Газман О. С. Свобода воспитания: О массовой школе для индивидуального развития // Новая школа, 1992, № 3.
5. Газман О. С. Формула человека в образовании, или Как обеспечить развитие личности в школе. – Москва : Издательство "Старт", 1996.
6. Газман О. С. Открытая система педагогических идей. – Москва : Народное образование, 1990.
7. Подласый И. П. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Москва : Педагогика, 1986.