Фрагмент для ознакомления
2
Измерение аномии возможно как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне аномия определяется как ситуация эрозии социальных норм, регулирующих индивидуальное поведение и социальные взаимодействия. Напротив, существует ряд возможных способов измерения аномии на микроуровне с помощью различных показателей «ненормальности». Например, люди являются аномичными, когда:
их жизнь бесцельна из-за отсутствия ценностей, что, в свою очередь, является результатом противоречивых столкновений различных культур и систем ценностей: «Потеряв компас, указывающий путь в будущее, они теряют «будущее»;
они используют свои силы и способности только для себя – это результат потери нравственной ориентации в обществе капиталистической конкуренции;
они изолированы от значимых человеческих отношений и связей, «лишены почвы древних ценностей».
Несмотря на то, что многие исследователи считают Мертона последователем Дюркгейма и сам Мертон, при разработке своей теории старался черпать вдохновение из классической концепции Э. Дюркгейма, все же существуют некоторые различия в определениях этого понятия. аномии между двумя учёными:
Дюркгейм писал, что аномия в обществе возникает из-за неограниченных потребностей человека, тогда как для Мертона цели задаются доминирующей культурой. Однако если рассматривать аномию как источник преступности, то нет существенной разницы в социальных фактах, которые исследователи считают причинами ее появления: важно то, что обе теории говорят о связи аномии и преступности;
С другой стороны, Мертон предполагает, что аномия возникает в ситуации, когда субъект не использует существующие нормы. Для Дюркгейма аномия означает отсутствие или противоречивость норм в какой-либо отрасли или в обществе в целом, что возможно либо из-за того, что сами эти нормы нечетко сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо из-за противоречия. . между различными стандартами, которые противоречат друг другу. Это состояние оставляет людей без четких границ поведения, они не имеют четкого представления о том, как им следует себя вести, и часто не интересуются этим. Понятно, что в обществе возможно состояние аномии всех видов, обусловленное как отсутствием норм, их размытостью границ, так и конфликтами между существующими нормами и потребностями населения. Любой из этих случаев немедленно повлияет на состояние преступности и количество самоубийств;[4]
Суицид, истолкованный Дюркгеймом преимущественно как следствие состояния аномии, стал для Мертона лишь одной из возможных поведенческих реакций на аномию, среди которых он считал преступность, правонарушение, психические расстройства, алкоголизм, наркоманию и многие другие явления25;
Подход Э. Дюркгейм включает экономический фактор, поскольку считает аномию одной из ненормальных форм разделения труда. Р. Мертон рассматривает аномию независимо от социально-экономических факторов. В его подходе главным является социально-психологический фактор достижения культурных целей в условиях социально дифференцированного доступа к правовым средствам. Мертон считает, что тяжесть девиантного поведения в обществе варьируется в зависимости от социального класса, этнического или расового статуса и других характеристик. Распространение девиантного поведения зависит от доступа к законным средствам достижения целей и степени усвоения целей и норм различными социальными слоями общества. На основе двух основных выявленных социальных переменных, расхождение которых приводит к аномии, Мертон конструирует возможную типологию социального поведения, которая представляет собой множество альтернативных способов приспособления личности к условиям, существующим в обществе или группе: подчинение, обновление. , ритуализм, ретритизм и бунт. Ни одна из этих адаптаций, как указывает Мертон, не выбрана индивидом сознательно или утилитарно: поскольку все они являются результатом напряженности в социальной системе, их можно считать в некоторой степени спонтанными. [5]
Бедность, по Дюркгейму, является защитным фактором от появления аномии: по его мнению, чем богаче человек, тем свободнее он себя чувствует и тем легче ему расстаться с жизнью. Мертон, напротив, говорит о бедных слоях населения как о наиболее подверженных риску девиантного поведения, поскольку в отличие от высших классов, которые богаты и способны действовать в соответствии с требованиями культуры, не прибегая к незаконность. это означает, что они не всегда имеют возможность действовать законно. Здесь правы оба учёных, ведь объектом их исследования были два совершенно разных общества: американское ХХ века. во время Великой депрессии и в Европе XIX века. в период перехода от сельского общества к городскому. [9]
В истории нашей страны мы можем найти пример, иллюстрирующий эту разницу: советский Таджикистан, где преступность среди бедного населения практически отсутствовала, и относительно богатая Эстонская Республика, где уровень преступности был выше среднего по ЕС.
Если для Дюркгейма аномия, рожденная в результате любого социального процесса, является предпосылкой антинормального поведения, то для Мертона, наоборот, аномия выступает следствием девиантного поведения. Конечно, из-за безответственного отношения людей к законам и правилам общественной жизни риск аномии усугубляется.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер с фр. - М.: Прогресс, 2022. - 608с.
2. Букина Т.Н. Концепция религии Э. Дюркгейма и ее влияние на современную буржуазную социологию религии. М.: МГУ, 2021. - 126с.
3. Гофман А.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма. // Социологические исследования. - 2019. - №4. - С.47-62.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Университет, 2020. - 216с.
5. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. М.: ГУ ВШЭ, 2021. - 100с.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Методология социологии. / Пер с фр. - М.: Наука, 2021. - 572с.
7. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. / Пер с фр. // Социологические исследования. - 2021. - №2. - С.46-54.
8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. - М.: Канон, 2022. - 352с.
9. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Пер с фр. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон +, 2021. С.146-172.