Фрагмент для ознакомления
2
Как правило, проблема лидерства возникает везде, где собралось вместе больше двух человек. В ходе формирования и развития группы некоторые ее участники становятся наиболее значимыми, к ним проявляется интерес, предпочтение, придерживаются и относятся к их словам уважительно, они обретают доминирующий характер, чем другие участники группы. И таким образом, участники группы делятся на ведущих и ведомых, то есть на лидеров и последователей. Среди участников группы возникает ранговая иерархия, и решающее значение в деятельности группы играет роль лидера.
Андреева Г.М.. выделяет естественное и формальное лидерство, и дает следующее определение им: естественное лидерство — если воздействие исходит из признания другими участниками личного превосходства лидера; формальное лидерство — когда влияние исходит из официального положения в организации [1, с. 85]. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важным здесь является то, что сторонники лидерства считают, что лидер обладает качествами превосходства.
Баранов А.А. дает следующее определение понятию «лидер» – это человек с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на достижения целей, значимых для группы [2, с. 112]
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в участников группы, помогает им пройти этап изменений и приспособиться к новому. Лидеры в отличии от руководителей, которые занимают пассивную позицию по отношению к целям, устанавливают собственные цели и применяют их для изменения отношения людей к делу [4, с. 210]
Лидеры, используя свой профессионализм, различные способности и умения предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самым главным является то, что после решения проблемы они берут на себя ответственность за риск и бремя раскрытия новых проблем, особенно если существует значительное возможность получения соответствующего вознаграждения.
Как становится и что помогает человеку стать выдающим и успешным лидером? Данным вопросом интересуются многие ученые. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Сторонники данной теории встречаются среди специалистов по психологии, истории, социологии, политологии. Суть данной теории заключается в том, что тот человек, который имеет определенный набор личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится [5, с. 101].
Если же данная теория верна, то возникает вопрос «какие же определенные черты личности должны быть в человеке, которые делают его выдающимся и великим лидером?» Что это: высокий интеллект, общительность, харизма (обаяние), смелость? Либо их сочетание? Предпочтительно быть интровертом или экстравертом? Либо лучшими лидерами являются высокоморальные люди? Или же главным значением является социальная характеристика окружения, в которой она формировалась: состав семьи, образование и т.д.
Специалисты по психологии, стараясь ответить на данные вопросы, провели много специальных исследований, и было выяснено, что с лидерской успешностью напрямую связаны мало личностных черт, и обнаруженная взаимосвязь является довольно слабой.
Приведем следующие соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством:
1. Лидеры, как правило, обладают чуть более высоким интеллектом. Поэтому претендующему лидерство нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Лидерство в управлении проектами: теория и практика / Г.М. Андреева, Е.В. Шевченко. – М.: Издательство МГУ, 2020. – 256 с.
2. Баранов А.А. Основы лидерства в проектном менеджменте / А.А. Баранов, В.В. Кузнецов. – СПб.: Питер, 2021. – 312 с.
3. Васильева, Н.А. Роль лидера в управлении проектами: современные подходы и методы / Н.А. Васильева, Д.С. Петров. – М.: Инфра-М, 2020. – 192 с.
4. Гордеева, Т.О. Психология лидерства и эффективности команды / Т.О. Гордеева, А.А. Кравцова, Е.Н. Осин и др.; под ред. Т.О. Гордеевой, А.А Кравцовой – М.: Юрайт, 2020 – 368 с.
5. Данилова, Е.Н. Лидерство в проектной деятельности / Е.Н Данилова, А.В Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России – 2020 – № 4 (76) – С 101-107
6. Завьялова, О.Б., Кузнецова, О.В., Степанова, Е.В., Широкова, Г., Широков, А., Кузнецова, И. Широкова, Е (2020). Лидерство в проектном менеджменте: теоретический анализ и эмпирическое исследование // Экономика и управление: проблемы и решения - 2020 - Том 10 - № 12 - С 5-18
7. Иванова, Н., Кузнецова, О. Роль лидера в управлении проектами в условиях неопределенности // Управление проектами и программами - 2021 - № 2 (32) - С 4-13
8. Карпенко, О., Михайлова, Н. Лидерство в проектном менеджменте: кейс-стади // Управление проектами и программами - 2020 - № 4 (30) - С 62-71
9. Козырева, О., Попкова Е. Факторы лидерства в управлении проектами // Управление проектами и программами - 2020 - № 3 (29) - С 4-15
10. Короткова, Н., Федотова, М (2021). Развитие лидерских компетенций в управлении проектами // Управление проектами и программами - 2021 - № 1 (31) - С 16-25
11. Малыхина Е., Степаненко И. Лидерство в управлении проектами: концептуальный анализ // Управление проектами и программами - 2020 - № 2 (28) - С 4-13
12. Петровский А., Смирнова М. Лидерство в управлении проектами: опыт российских компаний // Управление проектами и программами - 2021 - № 3 (33) - С 26-35
13. Савельева М., Шевченко И. Лидерство в управлении проектами: модели и инструменты // Управление проектами и программами - 2020 - № 1 (27) - С 4-15
14. Смирнов, А. Ткаченко, Е. Лидерство в управлении проектами: роль эмоционального интеллекта // Управление проектами и программами - 2020 - № 5 (31) - С 72-81
15. Тарасова Е., Филиппова, С. Лидерство в управлении проектами: влияние на результативность // Управление проектами и программами - 2021 - № 4 (34) - С 36-45