Фрагмент для ознакомления
2
Введение
М. Е. Хватцев первым разделил все причины речевых нарушений на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и нервно-психические причины.
К органическим причинам относились недоразвитие и поражение головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Выявлены центральные органические причины (поражения головного мозга) и периферические органические причины (поражение органа слуха, расщелина неба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).
Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.
К психоневрологическим причинам он отнес умственную отсталость, расстройства памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
Актуальность
М. Е. Хватцев также отводил важную роль социально-психологическим причинам, в том числе различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Таким образом, он первым обосновал понимание этиологии речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в логопедии.
Значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) повреждений в возникновении речевых нарушений. Важно не только выявить органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых нарушений, но и представить механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных вредных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных средств и методов коррекции речевых нарушений, так и для их прогнозирования и профилактики.
Экзогенно-органические факторы играют важную роль в возникновении речевых нарушений. Эту группу причин, по классификации М. Е. Хватцева, можно разделить на центрально-органические, при поражении головного мозга, и периферические органические, если под влиянием различных неблагоприятных внутриутробных факторов нарушается морфологическое развитие периферического аппарата речи.
Конечно, понимание сути этого явления до сих пор вызывает немало споров, в связи с чем не существует определенного стандарта для характеристики этого речевого нарушения.
Цель исследования – изучить вклад в изучение алалии М.Е. Хватцева.
Задачи:
– дать характеристику алалии;
– раскрыть общее учение о косноязычие М.Е. Хватцева.
1.Характеристика алалии
В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых зон полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. АхметзяновА А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под
ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: КФУ, 2020. – 167 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 270 с.
3. Асмолова Г.А. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. – М.: Союз педиатров России, 2021. – 76 с.
4. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. – 2022. – № 3 (91). – С. 9-14.
5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова - Спб.: Детство-Пресс, 2019 144 с.
7. Воробьева В.К. Особенности развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2020. - 158 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2019. - 415 с.