Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сформировавшаяся в XVII веке наука почти за 400 лет своего существования и развития прошла ряд качественно различных этапов, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. Исследователи выделяют три основных этапа в эволюции науки: классический, неклассический и постнеклассический. Эти три крупных этапа исторического развития науки, каждый из которых открывает глобальная научная революция, В.С. Стёпин характеризует как три исторических типа научной рациональности, сменивших друг друга в истории техногенные рациональности и, соответственно, – три типа науки –классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука. Эти типы науки отличаются друг от друга своими методологическими установками и предметным содержанием, онтологическими, гносеологическими, аксиологическими, социологическими основаниями .
Целью данной работы является рассмотрение вопроса зарождения и развития науки.
1 Возникновение науки
Причина развития науки тесно связано с развитием познания. Познание развивается как основа изучения окружающей среды. Чтобы человеку выжить включаются гены, отвечающие за исследовательский рефлекс, возможно, соответствующий вклад вносят и так называемые «гены любопытства». Далее познание развивается в связи с запросами практики, запросами социума .
История возникновения науки уходит своими корнями в историю культуры и общества.
В зависимости от того, как определяется наука, существует несколько мнений о ее происхождении.
1. Наука – опыт практической и познавательной деятельности, тогда ее возникновение восходит к глубокой древности.
2. Наука – особый вид знания, знания обоснованного и доказательного, в этом случае следует обратить внимание на древнюю Грецию.
3. Наука зародилась в средневековой культуре Западной Европы как против спекулятивного недоказательного мышления.
4. Наука зародилась в 16 - 17 веках в Европе, связана с именами знаменитых ученых, ее обязательными атрибутами считаются возникновение таких социальных институтов и сообществ ученых как Лондонское королевское общество (1662г) Парижская академия наук(1666) и др.
5. Зарождение настоящей науки следует относить к 30 - м годам 19 века, когда в Германии произошло устранение науки и высшего образования, наука приобрела возможность передачи традиций, опыта и знаний в поколениях, обосновалась в университетах, где возник культ ученых. В Англии, где не случилось соединения науки и образования, произошло в дальнейшем отставание в развитии науки. Большинство исследователей поддерживает идею, что элементы научного мышления возникли в древней Греции и долгие века вплоть до 16 - 17 веков наука оставалась на фазе преднауки. Она была оторвана от образования других институтов общества, не было такой социокультурной традиции, как превращение науки в профессию и других черт. Наука возникает в развитой форме в 16 - 17 веках и далее развивается, приобретая современные черты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бухарова С. В. Открытия периода неклассической науки и их роль в развитии общества// Идеи молодых ученых – агропромышленному комплексу [Текст] : матер. студенческой науч. конф. Института ветеринарной медицины (Троицк, 2019) / под ред. проф., д-ра с.-х. наук М. Ф. Юдина. – Челябинск : ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2019. С. 56-60
2) Оразова Э.А. Возникновение и развитие науки. Гипотезы о возникновении науки//НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ. 2017. № 4. С. 20-23
3) Рахматуллин Ш. Р. Три этапа развития науки// ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ: МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции. Том 2. Курск, 2020. С. 98-105
4) Степин В.С. Философия и методология науки. – Москва: Академический проект. 2015.
5) Суслова М. И. Диалектическая концепция истории Вселенной// АНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Том 2. Москва, 2021. С. 360-365Токмашева М.Д., Холодова М.В. Мария Склодовская-Кюри: жизнь во имя науки//ИСКУССТВО ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ. Материалы VIII Международной (XII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. С. 188-190