Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и виды нарушений эмоционально-волевой сферы
Эмоционально-волевая сфера – это сфера личности, которая отвечает за формирование и развитие эмоций, чувств и волевых способностей, которые обусловлены физическим и психическим развитием человека, а также рядом внешних факторов, которые могут оказать влияние на уровень возможностей проявлять эмоции и чувства, а также распоряжаться собственными волевыми качествами [4].
2. Развитие психических процессов и состояний у людей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Качество развития психических процессов и состояний у взрослых людей с нарушениями эмоционально-волевой сферы зависит от того, в каком возрасте эти нарушения начали проявляться впервые. Если в детстве человек имел нормальное развитие эмоционально-волевой сферы, а все нарушения сформировались в процессе жизнедеятельности, то большинство его психических процессов на начальном этапе были развиты нормально, в частности, такие люди имеют хорошую память, развитое мышление, речь, , представление и воображение [2].
Однако в момент формирования нарушений эмоционально-волевой сферы такие психические процессы как восприятие, внимание, эмоции и воля подвергаются выраженному деструктивному воздействию. Например, когда у человека гипербулия, обсессивное или компульсивное влечение, он не может сосредоточить свое внимание на важных моментах, его психика воспринимает окружающий мир обостренно, эмоциональный фон постоянно повышен, а волевая сфера фактически не может нормально функционировать, т.к. эмоции слишком сильно доминируют над ней, их очень сложно, а иногда и совсем невозможно контролировать [5].
3. Особенности взаимодействия людей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в профессиональной среде в различных видах деятельности
В профессиональной деятельности, вне зависимости от ее вида, люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы испытывают существенные проблемы, прежде всего, в рамках взаимодействия с коллективом и руководителем.
В частности, люди, которые страдают абулией и гипобулией, с большим трудом находят контакт с людьми, стараются изолироваться от коллектива, просят, чтобы их работа была индивидуальной. Они не могут работать в группе, предпочитают личные проекты или монотонную работу, которая не требует лишних контактов [4].
Люди с гипербулией, обсессивным или компульсивным влечением, наоборот, постоянно хотят быть на публике, привлекают к себе внимание, выдвигают множество идей, некоторые из которых бывают эффективными, стараются побольше контактировать с коллегами и руководителем даже в тех ситуациях, в которых это не требуется. Такие люди часто раздражают сотрудников, общение с ними требует особых усилий и выдержки. Такие люди часто бывают излишне навязчивыми, постоянно хотят помочь или просят о помощи сами, переводят деловое общение в личное, участвуют во всех мероприятиях – как деловых, так и развлекательных, стараясь везде быть лидерами [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Васильев, И.А., Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 210 с.
2. Крылов, В.И., Бутылин, Д.Ю. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности как основа для развития навязчивых нарушений / В.И. Крылов, Д.Ю. Бутылин // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-emotsionalnoy-i-volevoy-regulyatsii-psihicheskoy-deyatelnosti-kak-osnova-dlya-razvitiya-navyazchivyh-narusheniy?ysclid=lrbh6dax3o911506068 (дата обращения: 12.01.2024).
3. Леончук, С.Л. Эмоционально-волевой дефект – квинтэссенция шизофрении / С.Л. Леончук // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-volevoy-defekt-kvintessentsiya-shizofrenii?ysclid=lrbh9760gq674243812 (дата обращения: 12.01.2024).
4. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая сфера личности. Учебное пособие для ВУЗов / М.В. Чумаков. – М.: Юрайт, 2020. – 106 с.
5. Ясникова, Е.Е., Собенников, В.С. Аффективные и волевые расстройства. Методические указания / Е.Е. Ясникова, В.С. Собенников. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 18 с.