Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что методы и подходы Е. Б. Вахтангова к режиссуре всё ещё актуальны и могут быть применены современными режиссерами. Вахтангов был одним из величайших режиссеров театра XX века, и его влияние продолжает сказываться на современных театральных искусствах.
Е. Б. Вахтангова развивал и дополнял метод Станиславского, добавляя в театр новые элементы, такие как пластическая выразительность и комическое искусство. Эти элементы до сих пор актуальны и могут быть использованы современными режиссерами для создания эмоционально глубоких и интересных постановок.
1. Краткая творческая биография Е. Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922 гг.) был выдающимся русским режиссером театра, актером и педагогом. Он родился в Владикавказе и начал свою театральную карьеру в Москве.
Тяжелая болезнь, которая постигла Евгения Багратионовича Вахтангова в детстве, играла ключевую роль в его жизни и карьере. Вахтангову пришлось провести продолжительное время в больнице, где он оказался в полной изоляции от внешнего мира. В этой изоляции он стал увлекаться чтением и фантазированием, пытаясь создать свой собственный мир, где он мог бы участвовать в разных ролевых играх и сценариях.
В больнице, где был ограничен доступ к развлечениям, Вахтангов стал увлекаться книгами и театральными пьесами. Он начал читать и изучать драматическую литературу, особенно произведения знаменитых режиссеров и драматургов. Вахтангов стал увлекаться магией театра и его способностью трансформировать реальность.
В итоге, тяжелая болезнь, которую Вахтангов пережил в детстве, привела его в театр, и оставила неизгладимый след в его творческой карьере и наследии.
3. Методика воспитания актера
Методика воспитания актера, разработанная Евгением Багратионовичем Вахтанговым, была основана на идее того, что актер должен быть свободным и спонтанным в своем творчестве. Вахтангов считал, что актер должен обладать внутренней свободой и уверенностью, чтобы раскрывать свой потенциал на сцене.
Основные принципы методики Вахтангова включают:
- Развитие физической и эмоциональной выразительности: Вахтангов придавал большое значение тренировке тела и движения актера. Он разрабатывал специальные упражнения, которые помогали актеру осознать свое тело и его возможности, а также выразить эмоции через движение.
Вахтанговский метод акцентирует внимание на двух аспектах - физическом и эмоциональном. Он считал, что актер должен обладать гибким телом и быть способным свободно манипулировать своими движениями. Для достижения этого Вахтангов разработал ряд физических упражнений, направленных на развитие пластичности, гибкости и координации движений. Он придавал большое значение правильной постановке тела, осознанности каждого движения и контролю над своими физическими возможностями.
Однако, Вахтанговский метод не ограничивается только физическими аспектами. Он также акцентирует внимание на развитии эмоциональной выразительности актера. Вахтангов придавал большое значение эмоциональной глубине и откровенности в актерской игре. Он считал, что актер должен находиться в состоянии эмоциональной открытости и быть способным передавать на сцене широкий диапазон чувств и эмоций. Для этого он использовал различные техники, такие как работа с воображением, внутренним монологом, эмоциональной памятью и различными методиками проработки роли.
Вахтанговский метод акцентирует внимание на развитии актерской интуиции и способности к импровизации. Вахтангов считал, что актер должен быть свободным в своих действиях и не бояться экспериментировать на сцене. Он ставил перед актером задачу быть открытым и откликаться на окружающую среду, включая реакции партнеров и зрителей. Это позволяло актеру быть более автентичным и живым на сцене.
Вахтанговский метод имеет широкое применение, как в театральном искусстве, так и в других сферах, требующих выразительности и актерского мастерства. Он помогает актеру развить свои физические и эмоциональные возможности, быть присутствующим и изучать глубину своих переживаний. Это позволяет актеру создавать более убедительные и живые образы и иметь более сильное воздействие на зрителя.
- Работа над импровизацией: Вахтангов призывал актеров к свободной импровизации, чтобы они могли стать более гибкими и спонтанными на сцене. Он практиковал различные игровые ситуации, задания и упражнения, чтобы развить актерскую фантазию и реакцию на происходящее.
Евгений Вахтангов считал импровизацию неотъемлемой частью актерского искусства и акцентировал на ее значимости в своей методике. Он верил, что импровизация помогает актеру развить свою творческую интуицию, спонтанность и способность к быстрому реагированию на изменяющуюся ситуацию на сцене.
Вахтангов придавал большое значение работе над импровизацией в процессе тренировок актеров. Он учил их быть свободными от сценария и стандартных реплик, чтобы они могли экспериментировать и находить новые неожиданные варианты поведения и коммуникации на сцене. Он поощрял актеров к самовыражению и открытости, чтобы они могли играть натурально, без напряжения и страхами.
4. Литературные и научные труды
Евгений Багратионович Вахтангов оставил значительное наследие в виде своих литературных и научных трудов, в которых он подробно описывал свою методику воспитания актера и делился своими мыслями о театре и искусстве. Вахтанговские труды являются ценным источником информации о его методике и его философии актерского искусства. Евгений Вахтангов публиковал свои статьи в различных журналах и газетах. Вот некоторые из них:
5. Наиболее известные спектакли
Евгений Багратионович Вахтангов является одним из величайших режиссеров театра XX века, и оставил значительный след в истории театра. Некоторые из наиболее известных спектаклей, созданных Вахтанговым, включают:
- "Праздник мира Гауптмана" - Вахтангов создал этот спектакль в 1913 году. Он был поставлен в первой студии МХАТ и получил огромный успех. Вахтангов использовал яркие краски и смешные ситуации, чтобы создать атмосферу веселья и радости. Спектакль был первым страстным воплощением увлечения Вахтангова принципами новой «школы переживания», которые провозгласил Станиславский. Вахтангов увеличил масштаб пьесы, выявил сложные пограничные ситуации и сделал их более глобальными. Герои спектакля были пронизаны страстью к анализу жизни и покровительственности. Однако, старшие сотрудники МХТ, включая Станиславского, не приняли спектакль из-за неврастеничного исполнения актерами. Учителя Вахтангова были удивлены и недоумевали перед столь резким следованием его принципам, не признавая в нем плодов своего собственного учения. Но главным образом, спектакль был выражением мук поиска тех путей, которые приведут к нравственному идеалу добра, любви и человечности. Постановщик был глубоко предан и принципам этического театра, и учению Станиславского. Он находился в точке пересечения этих двух влияний, которые слились в его сознании и превратились в нечто третье - специфически вахтанговское.
6. Известные актеры, с которыми работал режиссер
Евгений Багратионович Вахтангов работал со многими известными актерами своего времени. Некоторые из них:
1. Анатолий Кубацкий - был выдающимся российским актером и режиссером. Он сотрудничал с МХТ, а также с другими театрами в Москве и Санкт-Петербурге.
Кубацкий был известен своим талантом и экспрессивностью в актерской игре. Он отличался глубоким пониманием ролей и умением передавать эмоции персонажей. Его характерные черты в актерской игре были сильное выражение эмоций, интенсивность и яркость выступления.
Вахтангов работал с Кубацким над постановкой пьесы Максима Горького "На дне" в 1922 году. Сотрудничество двух талантливых артистов привело к созданию выдающейся постановки, в которой Кубацкий воплотил одну из ключевых ролей. Его исполнение персонажа в "На дне" считается одним из самых ярких и сильных в его актерской карьере.
Анатолий Кубацкий оставил значительный след в истории российского театра. Его творчество, особенно в области драмы, было признано критиками и театральным сообществом. Великолепная актерская игра Кубацкого и его работа над постановками спектаклей до сих пор восхищают и вдохновляют поколения театральных артистов.
2. Владимир Немирович-Данченко - выдающийся российский актер, режиссер и драматург. Он является сооснователем Московского художественного театра, одного из самых значимых театров в России.
7. Что из творческого наследия можно применить на практике современному режиссеру
Евгений Багратионович Вахтангов оставил значительный след в истории театра. Его методы и подходы к режиссуре всё ещё актуальны и могут быть использованы современными режиссерами. Некоторые из них включают:
- Индивидуальный подход к актерам: Вахтангов подчеркивал важность развития индивидуальности актера и его уникальной энергии. Современным режиссерам стоит уделить внимание работе с актерами, помогать им раскрыть свой потенциал и найти свою индивидуальность.
- Исследование текста: Вахтангов уделял большое внимание анализу и исследованию текста пьесы, чтобы понять его эмоциональную и смысловую глубину. Современные режиссеры могут также проводить глубокий анализ текста, чтобы наилучшим образом передать его смысл и сообщение.
Заключение
Отвечая на вопрос «Что нового для себя узнал?», можно выделить следующее:
- Евгений Вахтангов был выдающимся русским режиссером театра, актером и педагогом.
- Значительное влияние его наследия оказывает на современное театральное искусство.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дом за поселком: рассказы и очерк: [16+] / Виктория Токарева. - Санкт-Петербург: Азбука, cop. 2020. – 253 с.
2. Злотникова Т.С. Творец и масса: революция 1917 г. и революционность художественной жизни // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorets-i-massa-revolyutsiya-1917-g-i-revolyutsionnost-hudozhestvennoy-zhizni (дата обращения: 12.01.2024).
3. История русского театра: учебное пособие / Е. Н. Антипкина, Ю. А. Кондратенко, В. Б. Холопов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева". - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020. – 157 с.
4. Марченко Г.В. Вахтангов и ученики // Вопросы театра. – 2022. – №3-4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vahtangov-i-ucheniki (дата обращения: 12.01.2024).
5. Машукова А.В. Арбузовская студия: самозарождение театра // Шаги/Steps. – 2019. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arbuzovskaya-studiya-samozarozhdenie-teatra (дата обращения: 12.01.2024).
6. Письма Е. Б. Вахтангова Н. Г. Бруггер (1915) // Вопросы театра. – 2017. – №1-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pisma-e-b-vahtangova-n-g-brugger-1915 (дата обращения: 12.01.2024).
7. Херсонский Х. Вахтангов. – Изд.: ЦК ВЛКСМ, Молодая Гвардия., 1940. – URL: https://sv-scena.ru/Buki/Vakhtangov.html (дата обращения: 12.01.2024).
8. Зограф Н.Г. Вахтангов [Текст]: [Биография режиссера]. - Москва; Ленинград : Искусство, 1939 (Москва). - 172 с.
9. Вахтангов [Текст] / Николай Волков. - Москва: Кораболь, 1922. - 22 с.
10. Путь актера [Текст] / Мих. Ал. Чехов; Обложка: В. М. Ходасевич; С предисл. П.И. Новицкого. - Ленинград: "Academia", 1928 (2-я тип. Транспечати НКПС). - 176 с.
11. Абазов Д., «Фантастический реализм» Евгения Вахтангова
Пак С. Х. Вахтангов и «Фантастический реализм», 1997 – URL: https://www.armmuseum.ru/news-blog/vakhtangov (дата обращения: 12.01.2024).
12. Труд актера и педагога: актер и образ, сверхзадача, режиссура и педагогика / А. Г. Буров; под общ. ред. П. Е. Любимцева. - Москва: ГИТИС, 2007. – 371 с.
13. Деятели культуры и меценаты Московского университета [Текст]: пособие для чтения. - Москва: Издательство Московского университета: МАКС Пресс, 2017. - 167 с.
14. Статьи об актерах и спектаклях с официального сайта ФГБУК «Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова» – URL: https://vakhtangov.ru/ (дата обращения: 12.01.2024).
15. Постановка последнего прижизненного спектакля Е.Б. Вахтангова «Принцесса Турандот» // История.рф – URL: https://histrf.ru/read/articles/postanovka-posliedniegho-prizhizniennogho-spiektaklia-ie-b-vakhtanghova-printsiessa-turandot-event (дата обращения: 12.01.2024).