Фрагмент для ознакомления
2
Поведенческая психотерапия - одно из ведущих направлений современной психотерапии консультирования. Если на этапе становления поведенческой психотерапии определение ее было слишком узким и в нее включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания
По определению Американской ассоциации поведенческой психотерапии, «поведенческая психотерапия включает, прежде всего, использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии.
Поведенческая психотерапия должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям.
Поведенческая психотерапия включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее - главным образом формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.
Все это в полной мере относится и к поведенческому консультированию.
В то время как на первых этапах своего развития под термином «поведение» в поведенческой психотерапии понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления .
Таким образом, можно выделить более узкое понимание поведенческой психотерапии, основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается.
Теоретической основой поведенческой психологии является бихевиоризм. Бихевиоризм как направление в психологии базируется на двух теоретических системах: философии прагматизма и концепции высшей нервной деятельности. Первая сформировалась в США и, согласно взглядам этого направления в науке, человек должен изучать лишь то, что можно познать на практике, оставляя за рамками познания все, что не удовлетворяет этому критерию. Выдающимся представителем данной школы является американский психолог У. Джеймс. Вторая была разработана И. П. Павловым и позволяет рассматривать мозг как органическую основу психики. Предметом данного направления в психологии является поведение, а основным методом получения научных данных – эксперимент, что одновременно является и сильной его стороной, и слабой. Несмотря на то, что в рамках бихевиоризма возникло много различных течений, дидактически его принято разделять на три основных ответвления: классическое, оперантное и социальное (социально-когнитивное) .
Классическая ветвь поведенческой психологии связана с именем ее создателя, американского психолога Дж. Уотсона. Именно он сформулировал основные идеи данного направления, обосновал необходимость применения эксперимента для изучения поведения, ввел формулу «S-R» и доказал прижизненное формирование эмоциональных реакций на примере «Маленького Альберта». Им было сформулировано понятие классического научения – относительно устойчивого изменения в поведении, возникающего в процессе взаимодействия организма со средой и основанного на формировании условного рефлекса. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение. Различают два его вида:
- безусловный (врожденный) рефлекс является функцией низших отделов ЦНС и совершается автоматически;
- условный (приобретенный) – является функцией высших отделов мозга (коры) и возникает при неоднократном совпадении во времени безразличного для организма раздражителя с безусловным раздражителем .
Проводя свои исследования на собаках, И. П. Павлов установил, что условные рефлексы не являются врожденными, они образуются в процессе индивидуальной жизни животных на базе более «простых» рефлексов – безусловных. Условный рефлекс образуется благодаря возникновению новой нервной связи («временной связи» по И. П. Павлову) между центром безусловного рефлекса и центром, воспринимающим сопутствующее условное раздражение. У человека и высших животных эти временные связи образуются в коре больших полушарий головного мозга, а у животных, не имеющих коры – в соответствующих высших отделах ЦНС. Безусловные рефлексы являются жесткими, неподконтрольными сознанию реакциями организма. Условные рефлексы являются очень изменчивыми в зависимости от ситуации и от состояния нервной системы, что позволяет живому организму обрести значительную приспособительную гибкость, усиливающую способности к адаптации .
Модель классического научения, разработанная отцами бихевиоризма И.П.Павловым и Дж.Б.Уотсоном, была основана на принципе условного рефлекса: определенная реакция на определенный стимул закрепляется в результате сочетанного с ним положительного или отрицательного подкрепления. Джон Бродес Уотсон в своих экспериментах показал, как в результате такого научения у ребенка формируется реакция страха на нейтральный объект (белую крысу), который показывался ему одновременно с неожиданным предъявлением резкого пугающего звука. Таким образом, предъявление крысы сопровождается реакцией страха, и у ребенка формируется реакция избегания самой крысы, которая вначале воспринималась нейтрально или даже положительно. Фактически Уотсону удалось искусственным образом сформировать фобию, которую он впоследствии пытался разрушить через изменение условий эксперимента. Ребенку показывали ту же самую белую крысу издалека и одновременно с этим давали какую-то сладость. Затем крысу показывали на все меньшем расстоянии. Неизвестно, удалось ли вылечить мальчика, но метод систематической десенсибилизации до сих пор используется в работе с фобиями .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Еремина Д.А. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Скифия-принт, 2023. - 102 с.
2. Краснова С.Г. Особенности применения методов когнитивно-поведенческой психотерапии в работе психолога с подростками // Развитие образования. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 31-37.
3. Маралов В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 320 с.
4. Мельникова Н.В., Пяшкур Ю.С. Качественные изменения психического развития личности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 347-350.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2019. – 460 с.
6. Психология: учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 404 с.
7. Файфер Л. Уитт. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков / Лайза. У. Файфер, Аманда К. Краудер, Трейси Элсенраат, Роберт Галл. – Спб.: Изд-во Диалектика-Вильямс. – 2020. – 272 с.