Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Межличностные отношения: психолого-педагогический подход 4
2 Развитие межличностных отношений в коллективе детей (пример дошкольного возраста) 6
3 Межличностные отношения и психологический климат в трудовом коллективе 10
4 Срабатываемость и совместимость как факторы успешного взаимодействия в коллективе 15
Заключение 19
Список использованной литературы и источников 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенности сложившихся между членами коллектива взаимоотношений характеризуют структуру социально-психологического климата организации и ее подразделений. Эти взаимоотношения являются совокупностью общественных трудовых и межличностных отношений.
В структуру общественных отношений входят: политические, правовые, производственные, этические и эстетические отношения. Общественные отношения раскрывают социальную составляющую отношений членов коллектива.
Отношения межличностные показывают взаимосвязи членов коллектива с позиции административно-психологического влияния друг на друга, организационно-технологическую сторону взаимодействия, статусно-ролевую позицию работников, эмоциональное и логическое взаимоизучение. Основой возникновения межличностных отношений выступает предметно-практическая деятельность людей в трудовом процессе. Эти отношения формируются под воздействием организационно-управленческих, материально-технических и других показателей деятельности коллектива .
Целью данной работы является рассмотрение межличностных отношений в группе и коллективе.
1 Межличностные отношения: психолого-педагогический подход
Межличностные отношения – это взаимодействие людей друг с другом. В процессе общения с окружающими формируется личность человека. Окружение человека состоит из людей, которые его окружают – это и родители, и друзья, и коллеги. Соответственно, межличностные отношения очень важны для каждого человека без исключения. Каждый человек нуждается как в поддержке родителей, так и в поддержке окружающего мира .
Благоприятные взаимоотношения между учениками или же студентами положительно влияет на их психическое, психологическое состояние; успешную учебную и познавательную деятельность; сплоченность ученической группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема межличностных отношений в ученической группе актуальна и требует большого внимания. Человек на протяжении всей своей жизни взаимодействует и общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у человека меняется настроение, взгляды, мнение и восприятие. Социальные психологи называют малую группу основным микроэлементом общества.
Вообще в социальной психологии выделяют несколько типов групп, классифицируются в зависимости от условий: условная и реальная, формальная и неформальная, референтная и т.д
Условная группа – существует номинально. Люди входящие в эту группу могут не знать друг друга, не общаться и никогда не встретится.
Реальная группа – существует фактически. Люди входящие в данную группу связанные некими отношениями, при взаимодействии друг с другом возникают связи, что и объединяет их.
Формальная группа создается с помощью официальных документов. Такую группу связывают деловые взаимоотношения, но часто дополняют и личные. Неформальная группа возникает при определенной близости взглядов, убеждения, в основе лежит симпатия. В настоящей жизни бывает трудно определить к какой именно группе относится тот или иной коллектив.
Референтная группа – существует реально или воображаема, взгляды и нормы являются образцом. Каждый человек имеет такую группу где формирует свои идеалы. Одной из задач современной педагогики является изучения межличностных отношений учащихся. В современной жизни межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости вовлечения детей в постоянную совместную деятельность – это могут быть различные мероприятия. К сожалению, современные дети любят смотреть боевики и ужасы, играть в компьютерные игры где в основном проявляется жестокость и агрессия, все это выходит из того, что в свое время родители не уделили должного внимания своему чаду. В садике или школе процесс образования должен происходить на ряду с процессом воспитания. В этом и заключается работа педагогов, поскольку в один коллектив сходятся дети разных национальностей, статусов и взглядов. Выносить на обсуждение все проблемы, вызывающие агрессию и ненависть друг к другу, учить терпимости и толерантности. Каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно в коллективе общаясь и взаимодействуя с ровесниками. Можно сделать вывод что, общение со сверстниками является важным фактором развития личности.
Таким образом, становится понятно, что межличностные отношения играют важную роль в развитии личности. И только в совместной деятельности можно сформировать навыки общения и взаимодействия в группе – это могут быть как посещение каких – либо развивающих заведений, так и спортивные мероприятия, которые сплачивают коллектив и формируют межличностные отношения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М.: Инфра, 2014. - 86 с
2) Антошкина Е.А., Филонова О.А. Межличностные отношения и психологический климат в коллективе// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО. Сборник статей и тезисов. Том 8. Главный редактор А.А. Панарин. Москва, 2022. С. 35-38
3) Банная С.А., Лашко С.В. Эмоциональный интеллект - ключ к успешному взаимодействию с другими людьми // Инновационное развитие предпринимательской деятельности региона. сборник статей международной научно-практической конференции. Брянск, 2020. - С. 292-300
4) Батранина К. Н. Срабатываемость и совместимость как факторы успешного взаимодействия в коллективе//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Том 3. Красноярск, 2021. С. 1226-1228
5) Васюкович Э. И., Мамедова Л.В. Развитие межличностных отношений в коллективе детей дошкольного возраста//РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Уфа, 2023. С. 189-191
6) Голубовский А.Я., Кудряшова Т.В. Межличностные отношения в трудовом коллективе//МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. С. 78-82
7) Коломийский Я. Л. Психология детского коллектива. М.: Статут, 2013. - 77 с.
8) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
9) Шамардина М.В. Тренинг командообразования как метод стабильности психологического климата // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, (2018) (2), С.116-123.
10) Эртнова А.Н. Межличностные отношения в ученической группе// СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 февраля 2021 г., г. Калуга). - Уфа: Аэтерна, 2021. С. 254-260