Фрагмент для ознакомления
2
Строительно-конструктивная игра – это своего рода творческая игра. В ней дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно занимаются различными делами, возводят здания, сооружения, хотя и в обобщенном, схематизированном виде.
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они чем-то похожи на сюжетно-ролевые игры и рассматриваются некоторыми исследователями как их разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений они включены в раздел ролевых игр. И действительно, у них есть один источник – окружающая жизнь, и дети объединяются на основе общих интересов, совместной деятельности, и оба вида игр являются коллективными по своей сути.
Педагогу важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические). Следовательно, построение часто возникает во время сюжетно-ролевой игры и вызвано ею. Она похожа на постановку цели в строительной игре. Например, дети задумали поиграть в моряков, поэтому возникла необходимость построить корабль. Однако строительная игра может возникнуть как самостоятельная, и уже на ее основе разрабатывается та или иная игра. Например, дети строят театр, а затем играют с артистами.
В старших группах дети долгое время строят довольно сложные постройки, в том числе с помощью конструкторов, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, строительства. В строительном строительстве изготовление игрушек – это игра: дети сговариваются, что строить, каким образом,
распределяют роли (начальник строительства, архитектор, шоферы, каменщики и т. д.).
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения творческой задачи, заинтересованность детей в процессе деятельности, наличие воображаемой ситуации. Развитие конструктивных особенностей материала побуждает детей создавать новые предметы, изменять их свойства: класть кирпич на широкую грань - можно строить дорожку, скамейку, класть такой же кирпич на узкую и короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. способность выполнять построение на одну и ту же тему по-разному также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умения различать главное, отвлекаться от деталей, принимать условности собственного творения, например, использовать цилиндр в качестве колонны, заменить потолок треугольной призмой и т. д.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для овладения конструктивными навыками необходима специальная тренировка на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных навыков игры остаются на уровне манипуляции.
Таким образом, ядром строительно-конструкторской игры является деятельность детей, в которой они отражают окружающую жизнь в различных зданиях с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как и всякая творческая игра, ей присущи структурные элементы: мотив, игровое намерение, роли, правила, игровые действия, результат.
В дошкольном учреждении детей обучают дизайну игровых строительных материалов, бумаги, мягкого картона, натурального материала.
а) Проектирование строительных материалов
Дети с раннего возраста знакомятся с 11 кирпичиками, затем постепенно разнообразят материал. Исходя из деталей этого материала, дети показывают знакомые предметы в своих зданиях.
Б) строительная бумага и дополнительные материалы
Этот тип дизайна преподается в средних, старших и подготовительных группах. Сооружение игрушки из бумаги или тонкого картона объемной формы. Этот тип конструкции включает в себя игрушки ручной работы с использованием различных коробок, катушек, пробок, деталей из пенопласта, камней и т. д. Все это намного сложнее, чем проектирование зданий из отдельных сборных конструкций.
В) Строительство из натурального материала
Начиная со средней группы, для оформления используются плоды каштана, шишки сосны, ели, шелуха ольхи, кора, ветки, сучки, солома, желуди и т. Д. особенность изготовления игрушек из натурального материала заключается в том, что используется их естественная форма.
Качество и выразительность игрушки достигаются за счет умения подмечать в этом материале сходство с объектами реальности или сказочными образами и усиливать это сходство дальнейшей обработкой.
Особенностью строительных игр является игра с использованием натурального материала. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопате, совку, стремится выкопать снег, песок, любит играть с водой. Но без специальной подготовки эти игры малосодержательны и однообразны: как игры с использованием природного материала, так и игры со строительным материалом требуют специальной подготовки.
Программа обучения дизайну для детей преследует следующие цели:
- обучать детей строительным приемам;
- расширять представления о структурах и зданиях в окружающей среде, учить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых зданиях;
- поощрять детей всех возрастов использовать в игре навыки, приобретенные в процессе обучения, и навыки строительства;
- учить детей выполнять построения коллективно, с учетом мнения друзей. Учить излагать свое мнение, мотивируя его целесообразностью;
- учить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
- развивать умение целенаправленно работать, заранее продумывать свои действия (продумывать элементарные формы предстоящей работы).
Чтобы научить детей собирать строительный материал, учитель использует различные техники:
- построение конструкции педагогом, с демонстрацией всех методов строительства и объяснением действий;
- образец готовой конструкции;
- использование готового здания в качестве примера, показывающего, как конкретный объект может быть представлен в строительном материале;
- Показать индивидуальные методы проектирования;
- предложение по образцу конструкции, выполненное учителем частично, дополняется самими детьми;
- сообщение по теме строительства с указанием условий, которым должны соответствовать дети;
- строить в соответствии с их собственным дизайном.
В применении методов строевой подготовки для установления прямой последовательности. Использование той или иной техники зависит от сложности конструкции, от способа соединения деталей.
2. Исследование проблемы руководства строительно-конструктивными играми, их авторы и основные идеи.
Показать больше