Фрагмент для ознакомления
2
Гражданин получил субсидию на строительство жилого дома. Условием безвозвратности данной субсидии была регистрация права собственности гражданина на жилой дом в течение двух лет со дня предоставления субсидии и последующее проживание гражданина в этом доме в сельской местности в течение не менее пяти лет. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии в случае невыполнения этих условий субсидия подлежала возврату.
Гражданин после получения субсидии заключил со строительной компанией договор на возведение жилого дома. По условиям этого договора гражданин всю сумму субсидии перечислил строительной компании в качестве аванса. Однако обязательства строительной компании выполнены не были. Дом так и не был построен. Гражданин в одностороннем порядке отказался от договора строительного подряда и потребовал возврата аванса. Однако аванс не был возвращён. После взыскания суммы аванса в судебном порядке выяснилось, что у строительной компании нет ни денег, ни имущества.
Таким образом, гражданин не смог выполнить условия субсидии и орган субъекта федерации, предоставивший субсидию обратился в суд с иском о возврате субсидии. Разрешите дело.
Подлежит ли описываемое правоотношение квалификации в качестве жилищного. Охарактеризуйте соразмерность (балансирование) защищаемого блага и права на жилище. Определите надлежащий способ защиты жилищных прав. Подготовьте соответствующее разъяснение для гражданина.
Ответ:
1. Дело подлежит разрешению в пользу гражданина - получателя субсидии. С учётом обстоятельств, изложенных в условии задачи, в удовлетворении иска, поданного органом субъекта федерации, следует отказать, поскольку в невыполнении условий субсидии отсутствует вина ее получателя (гражданина).
2. Квалификация правоотношений. Правоотношения, описанные в задаче, различны по своей правовой природе, но в них имеются признаки жилищного правоотношения, т.к. субсидия нацелена на предоставление жилищного помещения. Также в качестве жилищного подлежит квалификации правоотношение, которое возникнет в будущем по проживанию гражданина в жилом доме после завершения его строительства (в части оплаты коммунальных услуг и т.д.), но контроль за выполнением условий субсидии по проживанию гражданина в указанном доме в течение 5 лет не будет относиться к жилищным правоотношениям.
3. Соразмерность (балансирование) защищаемого блага и права на жилище. В данном случае идет речь о балансе публичных интересов и частных. Публичный интерес заключается в том, что в данном случае задействовано государство (в лице органа субъекта федерации), отношения связаны с предоставлением субсидии (бюджетные правоотношения, которые по своей природе являются публичными). Частный интерес заключается в реализации гражданином его права на жилище. При реализации гражданином его права на жилище он действовал добросовестно, так как он нашел контрагента, заключил с ним договор на строительство жилого дома, что соответствует условия предоставления субсидии, дальнейшее невыполнение условий субсидии по завершению строительства указанного дома и проживанию в нем не были исполнены по причине недобросовестных действий строительной компании - контрагента гражданина.К тому же, гражданин добросовестно принял меры, направленные на исправление ситуации, однако по независящим от него обстоятельствам результата не добился. Таким образом, с учетом позиции Конституционного суда РФ, изложенной им в постановлении от 14.01.2020 г. № 2-П , в данном случае защищаемое благо (публичный интерес) уступает праву гражданина на жилище.
4. Надлежащий способ защиты жилищных прав в данном случае: возражения против удовлетворения исковых требований, заявленных органов субъекта федерации.
5. Текст разъяснений для гражданина.
В данной ситуации имеют место несколько правоотношений. Так, изначально между ним и органом субъекта федерации возникли бюджетные правоотношения по поводу предоставления субсидии по обеспечению жильем. То есть, в правоотношениях имеется элемент жилищных правоотношений, таким образом, в данной ситуации применимы принципы жилищного права, а также речь идет о защите его конституционного права на жилище. В результате заключения соглашения, толкуемого с учётом содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации у соответствующего органа субъекта РФ возникла обязанность предоставить субсидию, а также право требовать от гражданина её целевого расходования, у гражданина возникло право требовать предоставления субсидии, а также обязанность добросовестно приложить необходимые усилия для достижения целей субсидии, то есть подыскать контрагентов и вступить в правоотношения, в результате которых за счёт средств субсидии будет возведён дом в сельской местности, а также после приобретения жилого дома прожить в нём указанное количество времени. При этом обе стороны должны реализовывать свои права с учётом принципа добросовестности (ст. 1 ГК РФ) и ст. 40 Конституции.
Также гражданин вступил в гражданско-правовые отношения со строительной компанией, между ними был заключен договор подряда. Эти правоотношения не входят в предмет спора, рассматриваемого в суде между гражданином и органом субъекта федерации, они уже были предметом рассмотрения иного дела в суде, но при этом при разрешении дела о возврате суммы субсидии должно учитываться судебное решение, которым установлен факт недобросовестности строительной компании.
В данной ситуации необходимо руководствования положениями бюджетного законодательства, а именно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок предоставления субсидий физическим лицам. При этом в большей степени судом будет проанализировано поведение получателя субсидии, его вина в невыполнении ее условий. Таким образом, ключевое значение для оценки ситуации имеют ст. 40 Конституции РФ , закрепляющая право граждан на жилище, ст. 1 Жилищного кодекса РФ , закрепляющая основные начала жилищного законодательства, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах , закрепляющая право каждого на достаточный жизненный уровень, включая право на достаточное жилище.
После того, как выяснилось, что контрагент не исполняет принятые обязательства, гражданин добросовестно принял меры, направленные на исправление ситуации, однако по независящим от него обстоятельствам результата не добился. Из такого понимания подобных ситуации исходит Конституционный Суд Российской Федерации с учётом правовых позиций, изложенных в упомянутом выше постановлении.
Надлежащим способом защиты в данном случае является заявление возражений против иска с указанием на добросовестность действий ответчика, ст. 40 Конституции РФ, ст. 1 ЖК РФ. Ключевым из этих положений является принцип недопустимости произвольного лишения жилища. Удовлетворение иска в данном случае приведёт к грубому нарушению данного принципа: гражданин не только не получит жилое помещение, на получение которого рассчитывал в результате предоставления субсидии, но и вынужден будет возвращать сумму субсидии государству.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Нормативные правовые акты
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)//СПС «КонсультантПлюс»
2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2023)//СПС «КонсультантПлюс»
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//СПС «КонсультантПлюс»
4. "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//СПС «КонсультантПлюс»
5. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»// СПС «КонсультантПлюс»
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой"//СПС «КонсультантПлюс»
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности"//СПС «КонсультантПлюс»
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"//СПС «КонсультантПлюс»
9. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // НЛП «Гарант-Сервис».
II. Специальная литература
1. Далбаева, Н. Н. Договор найма жилого помещения и его виды: проблемы соотношения / Н. Н. Далбаева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 6. — С. 54.
2. Крашенинников, П. В. Жилищное право : учебное пособие / П. В. Крашенинников. - 12-е изд., перераб. и доп. - Москва : Статут, 2020 - 432 с.
3. Корнеева, И. Л. Жилищное право Российской Федерации : учебник и практикум для вузов / И. Л. Корнеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 — 450 с.