Фрагмент для ознакомления
2
Предмет анализа: возможности и перспективы практики применения экспериментальных правовых режимов в информационной сфере.
Проблемы исследования.
Активное внедрение новых, и прежде всего цифровых, технологий требует изменения существующих подходов к правовому регулированию отношений в сфере их использования, поскольку право не успевает за научно-техническим прогрессом, а сам правотворческий процесс осложняется отсутствием какого бы то ни было опыта, аналитики применения данных технологий. Опыт других государств, таких как Великобритания, Сингапур, Австралия, Нидерланды, Швейцария, свидетельствует о перспективности использования правовых краш-тестов или экспериментального законодательства, т.е. принятия законов о проведении отдельных экспериментов использования механизма экспериментальных или специальных правовых режимов, или так называемых "регулятивных песочниц". Этот опыт уже воспринят в российском праве с момента принятия Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 258-ФЗ).
Метод правового эксперимента широко известен в науке теории государства и права. Под правовым экспериментом понимается особый правовой режим, ограниченный как по объему, так и по времени. Рекомендуется использовать правовые эксперименты в качестве инструмента регулирования, который не только поддерживает инновации, но и позволяет решать возможные непредвиденные ситуации, возникающие при их проведении.
Обоснование решения проблемы.
1.Результат анализа нормативных правовых актов.
В целях перехода к цифровой экономике и развития инновационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, роботов и роботизированных объектов, Федеральным законом № 258-ФЗ определены ключевые понятия: "экспериментальные правовые системы", "общие" и "специальные" нормы, "инициаторы", "субъекты", "участники" и "мониторинг" экспериментальных правовых систем. Ниже перечислены наиболее важные аспекты данного закона.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, № 31 (часть I), ст. 5006
2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года") // Собрание законодательства РФ, 14.10.2019, № 41, ст. 5700
3. Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 10. - Ст. 1468
4. Габов А.В., Хаванова И.А. Эволюция роботов и право XXI века // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 215 - 233.
5. Емелин А.В., Перов Б.Г. Правовые проблемы идентификации при дистанционном финансовом обслуживании физических лиц // Финансовый журнал. 2020. № 5. С. 59 - 74. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-59-74.
6. Понькин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91 - 109.
7. Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов / Д.Р. Алимова, С.А. Афанасьева, Л.Т. Бакулина и др.; под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. М.: Инфотропик Медиа, 2022. 472 с.