Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-психологический климат группы – это состояние групповой психики, которое определяется жизнедеятельностью группы. Одним из видов этого эмоционально-интеллектуального сочетания является отношение, настроение, чувство, мнение членов группы как отдельные элементы социально-психологического климата.
Психическое состояние группы характеризуется разным уровнем осознанности. Проблема взаимодействия учителя и учеников нашла отражение в отечественной психологии (А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко, В. А. Канн-Калик, А. Х. Маркова, Б. Ф. Ломов, С. В. Кондратьева).
Благоприятный социально-психологический климат классного коллектива оказывает существенное влияние на учебный процесс. Поэтому становится актуальным изучение методов и способов организации учителем социально-психологического климата класса.
Цель – рассмотреть особенности организации благоприятно психологического климата в классным коллективе.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогическую литературу о социально-психологическом климате как педагогическом феномене;
2.Представит опыт педагога по организации социально-психологического климата класса.
Методы: сбор анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической и периодической литературы по теме исследования.
1. Понятие о социально-психологическом климате коллектива
Коллектив — это тип социальной общности и совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом, знают, что принадлежат к этому сообществу и признаются другими членами его [4].
В отличие от других социальных обществ коллектив отличают следующие основные черты:
1) устойчивые взаимодействия, способствующие его существованию и устойчивости в пространстве и времени;
2) однородность состава;
3) относительно высокая сплоченность, основанная на единстве взглядов, взглядов, позиций членов коллектива;
4) структурирование – определенная степень и специфика разделения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива.
5) порядок, подчиняющий коллектив определенной коллективной жизнедеятельности;
6) открытость – т.е. готовность принять новых членов [4].
Качественные и количественные показатели этих основных характеристик объединены понятием «социально-психологический климат коллектива».
Понятие «климат» пришло в психологию из метеорологии и географии. Теперь это понятие, характеризующее невидимую, тонкую, психологическую сторону межличностных отношений [5].
Социально-психологический климат (от греч. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [2].
Синонимы понятия социально-психологический климат — морально-психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
Представим контент-анализ понятия «психологический климат» на основе анализа литературных первоисточников (Таблица 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства [Электронный ресурс] : учебное пособие. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЕК», 2004. 432 с. URL: https://knigogid.ru/books/1865931-tayny-pedagogicheskogo-masterstva/toread
2. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: 2000. - 207 с.
3. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе // HR-портал: сообщество профессионалов. - 2007. - №10.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. - 284с.
5. Кузьмина, Е.С., Семенова, В.Е.,Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./.- Л.: Лениздат, 1987.- 143 с.
6. Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. — 63 с.
7. Уварова Л. Н. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе младших школьников [Электронный ресурс] / Л. Н. Уварова, Р. И. Гафарова – Электрон. дан. – Научная электронная библиотека, 2016. – Режим доступа : https://docviewer.yande x.ru/view/0/?*=r% 2FgK0vH%2BRIeyCcCby8Y92zfAaDp7InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFV.
8. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.- 1986.-248 с.