Фрагмент для ознакомления
2
Порою без принятия мер твердых и последовательных против проявлений монополизма невозможно бывает надеяться на успешность экономических реформ и успешное развитие рыночной экономики. В РФ процесс по созданию эффективного государственного контроля по недопущению конкуренции недобросовестного характера фактически в свое время был начат с нуля, потому что существующая еще совсем недавно в экономическом управлении централизованная система по собственной сути исключала наличие конкуренции свободной при ведении предпринимательской деятельности. От экономики советского периода отечественной экономикой был унаследован высокий уровень производственной концентрации в большом количестве отраслей хозяйства страны. В РФ вместе с тем достаточно большим объемом рыночной власти обладают ее естественные монополии, которые существуют в базовых экономических сферах – сферах электроэнергетики и транспорта.
Целью исследования является изучение и обобщение существующего опыта несовершенной конкуренции.
Задачи курсовой работы:
- исследование основ конкуренции на рынке;
- изучение видов несовершенной конкуренции;
- характеристика монополии и монопольной власти.
Объектом исследования является несовершенная конкуренция.
Предметом исследования являются конкуренция и монополия.
Теоретико-методологической основой и информационной базой контрольной работы выступают труды отечественных и зарубежных исследователей, которые посвящены вопросам конкуренции и антимонопольного регулирования. В качестве информационной базы использованы материалы учебников и периодических изданий.
1. Основы конкуренции на рынке
В современных условиях экономической действительности конкуренция выступает в качестве важнейшего фактора процветания рыночных отношений. Как на уровне региона, так и государства конкурентные отношения эффективным образом влияют на развитие рыночных механизмов, а вместе с тем образуют условия для роста экономики. Как раз с конкуренцией самым тесным образом связано развитие уровня конкурентоспособность современной организации в отрасли. В условиях современных рыночных отношений особого рода акцент нужно ставить на конкурентные преимущества организации, потому что как раз именно данный товар будет более предпочтительным для заказчика или покупателя по причине оптимальности сочетания потребительских характеристик.
Конкуренция (если смотреть на перевод с латинского, то concurrere дословно значит «сталкиваться; соперничать») представляет собой соревнование за ресурс, имеющий ограниченный характер, вражду с целью получения определенной выгоды . Конкуренция выступает в качестве исходной категории, которая характеризует суть рыночных отношений.
Для анализа понятия конкуренции рассмотрим мнения некоторых российских ученых.
Д.э.н., профессор, член-корр. Российской академии образования Ю.Б. Рубин дает такое определение конкуренции: это «взаимные действия людей. Которые основаны на конфликте интересов и необходимости их самостоятельного отстаивания» . Данного рода действия направлены на то, чтобы достичь определенного рода превосходства над соперниками в доступе к некоторым нужным им благам и ресурсам, а вместе с тем на обеспечение относительно лучших условий их функционирования и развития.
Никонец О.Е. в своих трудах так говорит о конкуренции: это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке субъектами с целью обеспечения лучших возможностей сбыта собственной продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, как и монополия, образуют диалектическое единство, на постоянной основе противостоят друг другу на рынке» .
Таким образом, на основе мнений некоторых ученых можно дать авторское определение: конкуренция является определенным видом соперничества субъектов экономики за право пользования определенного рода ресурсами, занятия определенной рыночной ниши с целью усиления своих рыночных позиций и улучшения результатов функционирования и развития.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.
3. Блохина М.Д. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции // Бизнес и общество. – 2023. - №3. – С.16-19.
4. История экономических учений: учебник и практикум для вузов / под ред. С. А. Толкачева. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 509 с.
5. Копылова А.А. Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.264-266.
6. Маховикова Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для магистров / Г.А. Маховикова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322с.
7. Мысаченко В.И., Власов М.С. Предприятия в условиях рынка несовершенной конкуренции // Вестник Национального института бизнеса. – 2023. - №1. – С.101-107.
8. Никонец О.Е., Новиков А.В. BIGTECH – главный конкурент традиционных банков // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Брянск: БГУ им. ак. И.Г. Петровского, 2020. – С.197-202.
9. Очак П.К., Мамий С.А. Конкуренция и монополия / П.К. Очак, // Colloquium-Journal. – 2021. - №10-2. – С.29-31.
10. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов / Н.М. Розанова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.
11. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: Университет Синергия, 2020. - 518с.