Фрагмент для ознакомления
2
Телеведущий – это лицо программы. Зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют информацию, воспринимаемую с телеэкрана, с человеком, который ее передает. По словам Игоря Леонидовича Кирилова, одного из старейших и популярнейших дикторов государственного телевидения, а впоследствии руководителя дикторской школы, диктор – это не просто человек, читающий фразы в микрофон, а тот, кто пытается воздействовать на аудиторию умным и убедительным разговором. Поэтому от его имиджа зависит, поверят ли зрители в программу и какими будут рейтинги. Поэтому создание имиджа телеведущего особенно важно для создания имиджа самой программы. Исторически сложилось так, что на телеведущем или дикторе лежит большая ответственность [3].
Диктора видят, ему доверяют и спрашивают его мнение у всего населения. Телеведущий может влиять на мировоззрение, мысли и мнения зрителя: в 50-е годы люди признавали диктора хозяином дома и приглашали зрителя присоединиться к нему. Диктор проводит со зрителем весь вечер. Каждый из нас, дикторов, был монополистом телевизионного вечера. Мы были знакомы, нас знали, нас ждали и поэтому любили. Теперь ждут программу "Время", ждут телеобозревателей, ждут политических обозревателей. Но никто не спрашивает: "Сегодня Ниночка или Валечка?". Этот вопрос остается характерной чертой телевидения 1950-х годов".
Современное телевидение отличается от советского. Кроме того, современное телевидение характеризуется использованием различных способов телевизионной коммуникации, разнообразием жанров телевизионных программ, возможностью творческой реализации невероятных проектов, наличием множества средств выражения и их реализацией. Телевидение меняется. Оно развивается гораздо быстрее и стремительнее, чем другие медиа. Однако одно остается неизменным. Именно телеведущий определяет имидж программы.
По мнению П.С. Гуревича, зрителям интересны люди "индивидуалистичные, нестандартные, одержимые идеями, обладающие даром общения". Такого же мнения придерживается и режиссер Э.А. Рязанов. Ведущий – это как актер, играющий самого себя. И чем естественнее и органичнее вы будете, тем более тесным будет ваш контакт с аудиторией".
В.М. Шепель, специалист в области социологии управления и теории имиджа, дает следующее определение. "Имидж – это образ или ореол личности, создаваемый средствами массовой информации, социальными группами или усилиями самого человека по привлечению внимания". В специальной литературе "имидж" трактуется как "эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо, сложившийся в массовом сознании и имеющий стереотипный характер" [16, с. 5].
В английском языке имидж – это образ, статуя. На практике это визуальное впечатление, прямо или намеренно производимое на человека или социальную структуру. Именно впечатление, а не оценка. Образ почти всегда оказывается предварительной операцией нашего познания, которая воспринимается как репрезентация. Образы, как правило, "располагаются" на самом нижнем уровне нашей психики, то есть в сфере подсознания или в слое обычного сознания. Если говорить об образах как о конкретных психологических продуктах, то они выступают как социальные установки, как ценностные стереотипы, как модные символы. Не исключена возможность появления образов одновременно во всех вышеперечисленных областях человеческой психики. Если обратиться к Толковому словарю Владимира Даля, то там, наряду с понятием имидж, понятие образ представлено также как "лицевой скелет и черты, выражение лица и наружность, физиогномика". Таким образом, в русском толковании понятие образа как внешности более значимо, чем в зарубежном. В политической рекламе и шоу-бизнесе образы часто предстают как образы с характеристиками, лежащими за пределами духовной сущности человека. Не случайно образы понимаются как "легенды" или как идолы времени [11].
Проблемой образов и технологий их воплощения занимается научно-прикладная область гуманитарных наук, называемая имагологией. Основная цель имагологии - научно показать, как создавать привлекательные образы и конструировать модели поведения, уместные и подходящие для той жизненной ситуации, в которой мы находимся.
Различные представления о понятии и термине "имидж" отражены во многих работах по имиджелогии и другим дисциплинам. В англоязычном мире в профессиональной литературе, посвященной проблеме формирования имиджа, термин "имидж" используется в следующем значении: "проекция в психике человека определенных черт предмета или явления в виде образа". Исходя из вышесказанного, имидж можно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированную модель или идеальную структуру, которая целенаправленно формируется в индивидуальном, коллективном или общественном сознании для достижения какого-либо результата. Другими словами, образ – это впечатление, которое непосредственно или намеренно создается о предмете [5, с. 82].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Арапова Э. И. Имидж телеведущего //Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2014. – №. 1. – С. 122-128.
2. Безкоровайная М. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩИХ. – 2012.
3. Интернет-источник «Коммуникации» А. Кутний «Имидж телеведущего: понятие, сущность, способы формирования» от 15.07.2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2672&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 23.01.2024)
4. Караганова Ж. В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования : дис. – Москва : [Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания], 2005.
5. Киселев Д. Г. Имидж телеведущего как отражение жанровых особенностей телевизионной программы //Журналистика в цифровую эпоху: антропологический поворот.—Екатеринбург, 2022. – 2022. – С. 82-87.
6. Кравчук Е. Р. РЕЧЕВОЙ ЖАНР КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО //УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ. – 1918. – С. 241.
7. Крикунова Ю. А. Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения //Омский научный вестник. – 2009. – №. 1 (75). – С. 62-65.
8. Крылова А. А. Основные характеристики образа телеведущего //Научный альманах. – 2015. – №. 11-5. – С. 324-326.
9. Михайлова О. А., Харитонова Ю. С. Имидж телеведущего политического ток-шоу: к проблеме гендерных особенностей //Научный диалог. – 2017. – №. 10. – С. 69-80.
10. Михайлова О. А. Коммуникативный образ телеведущего: аксиологический аспект //Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. – 2018. – №. 2. – С. 346-350.
11. Назметдинова И. С., Яшникова А. В. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ //Проблемы управления качеством образования. – 2023. – С. 5-8.
12. Рахиманова А. К. Экранный образ и профессиональное поведение телеведущих //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №. 2. – С. 40.
13. Рыськова К. Е. ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО //ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ. – 2018. – С. 253-255.
14. Сбоева И. А., Ежова Е. А. Формирование имиджа телеведущего //Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – №. 14. – С. 759-764.
15. Синеокова, А. А. Современные тенденции работы ведущего телевизионного развлекательного проекта / А. А. Синеокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86176/ (дата обращения: 23.01.2024).
16. Шепель В. М. Имиджелогия-основа профессиональной компетентности имиджмейкера //Репутациология. – 2010. – №. 5. – С. 5-14.
17. Шепель В. М. Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России //Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. – 2003. – С. 27.
18. Яшина Н. В. К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ ИМИДЖЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО //ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. – 2013. – С. 73-79.