Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предупредить передачу несовершеннолетних в специализированные учреждения позволяет предварительная и профилактическая работа с насе-лением. Данные обязанности исполняют органы опеки и попечительства.
Забота о детях, прежде всего, лежит на их родителях, поэтому их при-оритетная роль заключается в положительном воздействии на нравственные, интеллектуальные и иные качества ребёнка. В случае, если ребенок по каким-либо причинам лишился родительского попечения, то требуется создание соответствующих условий, при которых он смог бы оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. В связи с этим наличие проблемы по обеспечению интересов ре-бёнка в приёмной семье, предусмотренных в действующем семейном законо-дательстве Российского государства. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.
1. Опека, попечительство и патронаж как межотраслевой институт гражданского и семейного права
Институт попечительства и опеки регулируется преимущественно Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно, ст. ст. с 31 по 40. Но отношения по установлению попечительства и опеки ре-гламентируются также Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
В ГК РФ закреплены общие положения в отношении вопросов попечи-тельства и опеки. Это цели опеки и попечительства, права и обязанности по-печителей и опекунов, а также органов опеки и попечительства. Кроме этого, в ГК РФ зафиксированы вопросы касательно назначения попечителей и опе-кунов, а также их отстранение от осуществления своих обязанностей или освобождение от исполнения таких обязанностей. ГК РФ регулируются во-просы касательно выполнения своих обязанностей попечителями и опекуна-ми. Также, вопросы доверительного управления имуществом подопечных, и вопросы прекращения опеки и попечительства.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечитель-стве» контролирует отношения, касательно установления, прекращения и осуществления попечительства и опеки над не полностью дееспособными или недееспособными лицами. В ГК РФ, в статьях 32 и 33 установлен круг лиц, в отношении которых может быть назначена опека или попечительство. В тех же статьях указан статус и основные обязанности опекунов и попечителей. Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» даются определения попечительства и опеки.
2. Понятие, сущность опеки и попечительства, ее специфические формы, принципы и методы осуществления
Прежде всего, следует определить значение терминов «опека» и «попе-чительство». Закон РФ придерживается нескольких подходов к рассмотре-нию указанных понятий:
«как вида правовой помощи, направленный на защиту интересов несовершеннолетних;
как системы правоотношений, возникающих между их субъекта-ми;
как законодательный институт, целью которого становится опре-деление механизмов регулирования вопросов, связанных с установлением опеки или попечительства в отношении ребенка или подростка» .
Следовательно, опека (попечительство) - это форма правового регули-рования правоотношений в области защиты интересов и прав несовершенно-летних, лиц, признанных частично или полностью недееспособных.
Основные различия между терминами опека и попечительство можно заметить в ГК РФ. В соответствии с п.1 ст. 32 ГК РФ, опека устанавливается над малолетними гражданами, не достигшими 14 лет, а также над граждана-ми, признанными судом недееспособными вследствие психического рас-стройства. Основа опеки, как формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей заключается в том, что осуществлением прав опекае-мых детей занимается намерено назначенный человек - опекун. Он является представителем ребенка, находящегося под опекой и на законных основани-ях полностью заменяет подопечного в имущественных отношениях. Основ-ные характеристики опеки, как вида правовой помощи:
«опека оформляется над несовершеннолетними детьми, оставши-мися без попечения родителей, которые не достигли четырнадцати лет или на недееспособными гражданами;
представителями опекаемых детей являются опекуны, которые совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки» .
Основное отличие попечительства, как формы устройства детей от опе-ки заключается в содержании выполняемых обязанностей, которые возложе-ны на попечителей. Попечительство устанавливается над несовершеннолет-ними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражда-нами, которые по решению суда ограничены в дееспособности вследствие психического расстройства, злоупотребления алкоголем или запрещёнными веществами. Для попечительства, как формы устройства детей-сирот харак-терно:
«осуществление попечения над детьми в возрасте от 14 до 18 лет, или над лицами, получившими статус недееспособных по решению суда;
попечители осуществляют контроль над совершением подопеч-ным только тех сделок, которые он не в праве совершать самостоятельно. Так же попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей» .
Таким образом, проанализировав определения понятия «опеки и попе-чительства», данных различными авторами, полагаем, что целесообразно представить собственное видение понятия «опеки». Опека (попечительство) одна из форм правовой защиты населения, проявляющаяся в предоставлении лицу (несовершеннолетнему; недееспособному, частично недееспособному совершеннолетнему) опекуна (попечителя), который впоследствии будет яв-ляться его законным представителем, защищающим его права и интересы, а также совершать от их имени все действия, имеющие юридическое значение.
3. Объявление гражданина умершим и признание гражданина безвестно отсутствующим
Институт объявления гражданина умершим выглядит следующим об-разом: согласно ч.1 ст. 45 ГК РФ, гражданин объявляется судом умершим, если в месте его жительства нет данных о месте его пребывания в течение пя-ти лет, а если он пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или да-ющих основание предполагать его гибель от несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Важным моментом является день смерти гражданина. Согласно ч.3 ст. 45 ГК РФ, днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели и указать момент этой гибели.
Цель объявления гражданина умершим - защита интересов заявителей и заинтересованных лиц. Решение суда по данному делу должно устранить правовую коллизии в правоотношениях, в которых этот гражданин участво-вал.
Объявление гражданина умершим осуществляется только судом в по-рядке особого производства, установленного гл. 30 ГПК РФ. Решение суда об объявлении гражданина умершим влечет те же последствия, что и его биологическая смерть.
Заявитель - любое лицо, у которого есть основания считать граждани-на, к имуществу которого оно имеет законный интерес, умершим. В заявле-нии об объявлении гражданина умершим указывается, зачем нужно объявить его умершим.
Заинтересованная сторона подает заявление в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении указываются цель признания этого гражданина умершим и обстоятельства, подтвержда-ющие его безвестное отсутствие, либо обстоятельства, угрожавшие пропав-шему смертью или дающие основание предполагать его гибель от несчастно-го случая. После принятия заявления судья готовит дело к разбирательству: выясняет, кто может сообщить сведения о гражданине, запрашивает соответ-ствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего, органы внутренних дел, воинские части об имею-щейся информации, предлагает органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина . Участие прокурора при рассмотрении таких дел обязательно, в соответствии с ч.3 ст.45 ГК РФ. После рассмотрения дела выносится соответствующее решение суда, являющееся основанием для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
Если гражданин, объявленный умершим, будет обнаружен живым, ли-бо он сам объявится, суд своим новым решением отменяет ранее принятое решение об объявлении этого гражданина умершим. Это решение суда вы-ступает основанием для отмены управления имуществом «воскресшего» и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, институт опеки и попечительства характеризуется определенными признаками, которые и отличают данный институт от схо-жих институтов:
дееспособное лицо осуществляет защиту прав и интересов под-опечного, опекаемого лица, неспосбного в силу возрастных, физических или умственных особенностей осуществлять их самостоятельно;
правоотношения возникают на основании акта органа местного са-моуправления;
отсутствие необходимости в специальных полномочиях для осу-ществления юридически значимых и иных действий в интересах представля-емого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Феде-ральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. № 238-239. 8 декабря 1994 г.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Российская газета. № 94. 30 апреля 2008 г.
Литература
5. Антокольская, М.В. Семейное право: Учебник. — Изд. 3—е, пе-рераб. и доп. / М.В. Антокольская — Москва: Юристъ, 2010. — 432 с.
6. Арефьева, А.А. Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства / А.А. Арефьева, В.Д. Макроменко // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов V Национальной научно—практической конференции. — Санкт—Петербург, 2022. — С. 32—37.
7. Ахмедова, З. А. Некоторые аспекты совершенствования законо-дательства об опеке и попечительстве / З.А. Ахедова // Наследственное и се-мейное право: теория и правоприменительная практика: Материалы между-народной научно—практической конференции, Ставрополь, 23 апреля 2015 года. — Ставрополь: Северо—Кавказский федеральный университет, 2015. — С. 66—70.
8. Белякова, А.М. Советское семейное право: [Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Белякова А. М., Рясенцев В. А., Яковлев В. Ф.]; Под ред. В. А. Рясенцева. — Москва: Юрид. лит., 1982. — 255 с.
9. Бирюкова, И.А. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних / И.А. Бирюкова // Инновации. Наука. Об-разование. — 2021. — № 48. — С. 918—922.
10. Закаряева, М.М. Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим / М.М. Зака-ряева // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — №7 (92). — С.90—99.
11. Королев А.А., Гореликов А.И. Объявле-ние гражданина умершим / А.А. Королев, А.И. Гореликов // Научно—техническое творчество аспирантов и студентов: материалы всероссийской научно—технической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях. — 2018. — С. 430—432.
12. Маркова, Н. О. Признание безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим: проблема коллизии частно—правовых и публично—правовых интересов / Н.О. Маркова // Вестник экономической безопасности. — 2018. — №2. — С. 173—180.
13. Нечаева, А. М. Семейное право: учебник для вузов. 8—е изд., пе-рераб. и доп. / А.М. ечаева — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 294 с.
14. Рушанян, Д. А. Проблемы института объявления гражданина умершим и признания безвестно отсутствующим и перспективы его рефор-мирования / Д.А. Рушанян // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 304308
15. Сейденцаль, И.С. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних / И.С. Сейденцаль, Е.В. Соколова // В сборнике: Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Сборник материалов Всероссийской научно—практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с Международным участием). — Красно-ярск, 2022. — С. 1261—1263
16. Шайдуллина, А.Н. К вопросу о последствиях признания граждан безвестно отсутствующими / А.Н. Шайдуллина // ВЭПС. — 2016. — №2. — С. 180—183.
17. Шаршак, М. Н. Многоаспектность понятия опеки и попечитель-ства / М.Н. Шаршак // Потенциал современной науки: материалы Междуна-родной (заочной) научно— практической конференции, Прага, Чехия, 30 но-ября 2020 года. — Нефтекамск: Научно—издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. — С. 430—433.
18. Шумакова, О.С. Признание гражданина безвестно отсутствую-щим и объявление его умершим / О.С. Шумакова, В.А. Смирных // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XXI Международной научно—практической конференции : в 2 ч. — Пенза, 2019. — С. 135—137.