Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Основные подходы, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения»:
Цель: закрепить знания об основных подходах к понятию «норма» и «отклонение».
Основные понятия:
поведенческая норма- это образец действия, мера допустимого поведения людей, которая официально установлена и ли сложилась на том или ином этапе развития общества
социальная норма- становленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
правовая норма- общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан
морально-нравственная норма- это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей.
отклонение- отстранение от нормы, от общей закономерности, неправильность.
социальное отклонение- обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются
Подготовка к занятию.
• Ознакомиться с предложенной литературой
• Выписать определение основных понятий
• Подготовиться к обсуждению вопросов
Ход занятия.
Обсуждение вопросов:
• Что такое социальная норма и каковы механизмы ее образования?
Социальная норма - это неофициальные правила и ожидания, которые общество устанавливает для своих членов. Она регулирует социальное взаимодействие и определяет, какое поведение считается приемлемым и не приемлемым в определенной культуре или обществе.
Образование социальной нормы обусловлено механизмами социализации и социального влияния. Один из основных механизмов - это воспитание, которое происходит в семье, школе, религиозных институтах и других образовательных учреждениях. В процессе воспитания дети учатся рассматривать и принимать социальные нормы, которые вначале представлены им родителями и другими авторитетными фигурами.
Другой механизм образования социальной нормы - это социальное влияние со стороны сверстников, коллег, друзей, соседей и других членов общества. Люди реже выбирают поведение независимо, чаще они ориентируются на действия и мнения окружающих. Когда большая группа людей ведет себя по определенному образцу, это поведение становится социальной нормой, и многие индивиды придерживаются ее, чтобы быть одобренными и принятыми в социальной среде.
Кроме того, массовая медиа, включая телевидение, радио, интернет и социальные сети, также оказывает существенное влияние на формирование социальных норм. Сми формируют общественное мнение и влияют на восприятие и оценку различных видов поведения. Например, если в телевизионных шоу или фильмах демонстрируются определенные формы девиантного поведения без наказания, они могут стать обоснованными и принятыми частью общественной нормы.
В целом, социальные нормы формируются через процесс социализации, воспитания и социального влияния. Они могут быть разными для разных культур и обществ, их наблюдение и соблюдение важно для поддержания стабильности и гармонии внутри сообщества. Нарушение социальных норм может привести к неприятию со стороны общества и негативным последствиям для индивида.
• Назовите разновидности социальных норм.
Социальные нормы являются правилами и ожиданиями, которые общество устанавливает для своих членов. Они регулируют поведение людей в различных сферах жизни, таких как общение, одежда, этикет и т.д. Однако, существуют разные разновидности социальных норм, которые связаны с понятием девиантного поведения в психологии.
1. Формальные социальные нормы: Эти нормы являются явными и официально установленными правилами общества. Они включают в себя законы, правила поведения в организациях, институции и так далее. Нарушение этих норм может привести к юридическим последствиям, таким как штрафы или арест.
2. Неформальные социальные нормы: Это неофициальные правила и ожидания, которые существуют в определенной группе или сообществе. Они могут быть основаны на культурных традициях, обычаях или привычках. Примеры неформальных норм включаются вежливость, роли полов, ожидаемые общественные роли и т.д.
3. Позитивные и нормативные социальные нормы: Одной из разновидностей социальных норм является то, что они могут быть позитивными или нормативными. Позитивные социальные нормы указывают на то, каким должно быть поведение в соответствии с общепринятыми нормами и ожиданиями. Нормативные социальные нормы, в свою очередь, предписывают, каким поведение должно быть, основываясь на законах и правилах.
4. Насильственные и неасильственные социальные нормы: Эта разновидность социальных норм основана на давлении и принуждении со стороны общества или социальных групп. Насильственные социальные нормы могут быть связаны с насилием, угрозами или другими формами негативного влияния для обеспечения соответствия нормам. В то же время, неасильственные социальные нормы могут быть установлены путем позитивного воздействия, поощрения и признания со стороны общества.
5. Подверженные изменениям и стабильные социальные нормы: Некоторые социальные нормы могут быть изменчивыми, меняющимися с течением времени и с изменением общественных ценностей и требований. Другие социальные нормы могут быть более стабильными и сохраняться на протяжении длительного времени. Например, мода и стиль часто подвержены изменениям, в то время как некоторые культурные и религиозные нормы могут быть более стойкими.
Эти различные разновидности социальных норм играют важную роль в понимании и исследовании девиантного поведения. Изучение социальных норм помогает разобраться в том, как и почему некоторые люди отклоняются от общепринятых правил и чего следует ожидать от такого поведения.
• Какие социальные функции выполняют социальные нормы?
Социальные нормы играют важную роль в формировании и поддержании социальной структуры общества. Они представляют собой установленные правила и ожидания поведения, которым следуют люди в рамках конкретной культуры или группы. Социальные нормы выполняют несколько ключевых социальных функций:
1. Регуляция поведения: Социальные нормы определяют, какое поведение считается приемлемым или неприемлемым в определенной ситуации. Они служат руководством для людей, помогая им понять, что ожидается от них в различных социальных контекстах. Например, нормы в области этики и морали помогают людям принимать решения и выбирать оптимальные варианты поведения.
2. Социализация: Социальные нормы играют важную роль в совокупном процессе социализации – усвоении общепринятых норм и ценностей общества. Они передаются через социальное взаимодействие, включая наблюдение и эмуляцию других людей. Главная задача социализации заключается в формировании у людей навыков и знаний, необходимых для адаптации к социальной среде и взаимодействии с другими членами общества.
3. Установление и поддержание социального порядка: Социальные нормы способствуют созданию стабильности и порядка в обществе. Они помогают предотвращать конфликты и хаос, регулируя взаимоотношения между людьми. Например, нормы в области общественной безопасности и правоохранения устанавливают лимиты и ограничения для защиты интересов общества и его членов.
4. Идентификация и вхождение в группу: Социальные нормы помогают людям определить свою принадлежность к определенной группе или сообществу. Через следование этим нормам люди могут выразить свою приверженность определенным ценностям и традициям и создать чувство принадлежности. Например, нормы в поведении в религиозной группе или в профессиональной общности могут помочь людям ощутить свою причастность и взаимодействие с другими членами общности.
В целом, социальные нормы выполняют ряд важных функций, содействуя гармоничному функционированию общества, устанавливая ожидания и правила поведения, и способствуя укреплению социальных связей и солидарности. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни и влияют на нас как индивидов и на нашу взаимодействия внутри общества.
• Какова взаимосвязь между нравственными, этическими и правовыми нормами?
Нравственные, этические и правовые нормы представляют собой различные аспекты регуляции поведения в обществе. Взаимосвязь между этими нормами может быть тесной, так как все они служат целям обеспечения порядка и стабильности.
Нравственные нормы относятся к системе ценностей и моральных установок, которые формируются внутри человека и определяют, что является правильным или неправильным, добром или злом. Нравственные нормы могут различаться в разных культурах и обществах, но обычно включают такие принципы, как честность, справедливость, доброта и уважение к другим.
Этические нормы включают в себя набор правил и принципов, которые определяют допустимое или недопустимое поведение в рамках определенной профессии или общественной сферы. Этические нормы могут отражать нравственные ценности, но они также учитывают особенности конкретных профессиональных сфер и ориентированы на предотвращение ошибок, конфликтов интересов и потенциального вреда для общества.
Правовые нормы, с другой стороны, - это установленные правительством правила, которые должны соблюдаться всеми членами общества. Они определяют минимальный уровень поведения, разрешенного или запрещенного законом. В основе правовых норм лежит понятие справедливости и общего блага.
Однако, не все противоречия между нравственными, этическими и правовыми нормами являются ясными и они могут приводить к дилеммам выбора. Например, что делать, если нравственные принципы требуют от нас помощи определенной группе людей, но правовые нормы запрещают это?
Тем не менее, в большинстве случаев нравственные, этические и правовые нормы взаимосвязаны и согласуются между собой. Эффективное функционирование общества требует соблюдения всех трех типов норм. Нравственные нормы служат основой для формирования этических принципов, а этические принципы используются для разработки правовых норм и правовых систем.
Нравственные, этические и правовые нормы имеют существенное влияние на наше поведение и действия в обществе. Соблюдение этих норм способствует сохранению порядка, уважению к правам и свободам других людей, а также способствует формированию здоровых межличностных отношений.
• Охарактеризуйте основные подходы и критерии, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения»:
• теория социальной аномии Э. Дюркгейма;
Одной из ключевых тем в социологии является различение между "нормой" и "отклонением". Это понятия, которые помогают нам понять, какие действия или поведения считаются социально принимаемыми, а какие являются отступлением от общепринятых стандартов.
Теория социальной аномии, разработанная французским социологом Эмилем Дюркгеймом, является одним из наиболее известных и влиятельных подходов, объясняющих феномены "нормы" и "отклонения". Дюркгейм считал, что существуют определенные социальные нормы и ценности, которые служат основой для создания стабильного общества.
По мнению Дюркгейма, норма - это паттерн поведения, который считается общепринятым и соответствующим социальным ожиданиям. Он утверждал, что нормы формируются благодаря длительному процессу социализации, в котором индивид учится и приспосабливается к социальным ожиданиям и требованиям общества. При соблюдении норм, общество сохраняет стабильность, а люди чувствуют себя признанными и интегрированными в социальное сообщество.
Однако, существует и явление отклонений от норм, которые могут возникать по различным причинам. Дюркгейм описывал социальную аномию как состояние в обществе, когда нормы и ценности становятся неясными или отсутствуют. Это происходит, когда общество не может обеспечить своим членам достаточно ясных сигналов о том, что является правильным или неправильным действием.
Для Дюркгейма аномия представляла опасность для общества, так как отклонение от норм может привести к дезинтеграции и конфликтам. Он считал, что социальные институты, такие как семья, школа и религиозные организации, играют важную роль в формировании и поддержании социальных норм, так как они помогают людям развивать чувство принадлежности и идентичности, а также ориентироваться и следовать признанным нормам.
Теория социальной аномии Эмиля Дюркгейма в значительной степени повлияла на понимание социальных норм и отклонений. Она помогла исследователям и профессионалам разобраться в причинах и последствиях несоблюдения норм и отклонений в обществе.
• учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса;
Функционалистский подход, принадлежащий Т. Парсонсу, основывается на представлении о норме как ценности или принципе, который обеспечивает стабильность и согласованность в обществе. Парсонс считал, что социальные нормы играют важную роль в поддержании социального порядка.
Социальный контроль - это механизмы и процессы, при помощи которых общество регулирует поведение своих членов в соответствии с установленными нормами. Контроль может осуществляться как формально (при помощи правовых норм и институтов), так и неформально (через межличностные отношения и общественные мнения).
Институты норм - это структуры и организации, которые создают и поддерживают социальные нормы в обществе. Они играют важную роль в обеспечении согласования и стабильности поведения людей. По мнению Парсонса, социальные институты вмешиваются в жизнь людей, устанавливая ожидания и предоставляя границы для действий.
Структурализм Т. Парсонса сосредоточен на изучении социальных систем и их компонентов. Модель действия, которую он разработал, описывает, как индивиды взаимодействуют друг с другом с помощью социальных норм и институтов. Парсонс подчеркивает, что соблюдение социальных норм и правил важно для поддержания функционирования общества.
Таким образом, понимание социальных норм, отклонений и их регуляции через социальный контроль и институты норм представляет собой важную составляющую социологического анализа и помогает понять динамику общественных отношений и структуру социальных систем.
• теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли;
Согласно этому подходу, нормы - это социальные правила и нормы поведения, установленные внутри определенной культурной группы или общества. Они определяют, что является приемлемым или нежелательным поведением в данной культуре.
В этой теории выделяются также абсолютные нормы, которые считаются обязательными для каждого члена данного общества, независимо от его личных предпочтений или убеждений. Эти нормы поставлены выше индивидуальных интересов и призваны обеспечить гармоничное функционирование общества в целом.
Однако, существует и другой подход, который объясняет нормы и отклонения с позиции относительности. Согласно этому подходу, нормы и отклонения - это относительные понятия, которые могут изменяться в зависимости от контекста и культурных различий. То, что является нормой в одном обществе, может быть отклонением в другом. Таким образом, нормы и отклонения не являются абсолютными и универсальными концептами, а зависят от социокультурных условий.
Теория П. Уорсли относительности норм и отклонений подчеркивает, что нормы и отклонения могут существовать в различных областях жизни, включая поведение, внешность, религию, мораль и т.д. Этот подход открывает возможность для исследования и понимания различных социо-культурных нюансов, которые формируют представления о том, что является нормой, а что отклонением.
Кроме того, подходы и критерии, связанные с феноменами "нормы" и "отклонения", могут также включать психологические, экономические и политические факторы. Например, психологические факторы могут влиять на формирование норм и отклонений, так как индивидуальные предпочтения, потребности и ценности могут быть основой для таких феноменов.
В целом, степень абсолютности или относительности норм и отклонений зависит от контекста и социокультурных условий. Подходы и критерии, связанные с их объяснением, помогают понять, как и почему общество формирует свои правила и регулирует поведение, а также как эти правила могут варьироваться в разных культурных средах.
• теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н.Дж. Смелзера;
Данный подход Смелзера основывается на предположении, что социальное поведение определяется как индивидуальными, так и коллективными факторами. Он утверждает, что нормы и значения, принятые в обществе, играют ключевую роль в формировании поведения людей и общественных институтов. Коллективное поведение определяется и регулируется через принятие и внутреннюю инкорпорацию норм и ценностей общества.
Смелзер также разрабатывает концепцию девиаций, которая относится к отклонениям от принятых норм и ожиданий. Он считал, что девиантное поведение является результатом неприспособленности индивидов к социальным нормам, вызванной наличием конфликта между индивидуальными ценностями и ожиданиями социума. Девиация может проявляться как неблагоприятные последствия для общества, так и положительное изменение, которое способствует социальному прогрессу и изменению принятых норм и ценностей.
Социальный контроль, по мнению Смелзера, представляет собой процесс, при котором общество устанавливает механизмы и институты контроля, направленные на соблюдение принятых норм и предотвращение девиантного поведения. Эти механизмы контроля включают в себя нормативные правила и законы, а также социальные институты, такие как семья, школа, религия, правоохранительные органы и другие. Они играют важную роль в поддержании стабильности и порядка в обществе.
Исходя из данных подходов и критериев, можно понять, что нормы и отклонения являются неотъемлемой частью общественного порядка и социального поведения. Их анализ помогает лучше понять социальные процессы и влияние различных факторов на поведение людей. Таким образом, теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н.Дж. Смелзера является важным исследовательским инструментом, обеспечивающим глубокое понимание социальных явлений.
• биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях 3. Фрейда и Ч. Ломброзо.
В теории Фрейда, который был психоаналитиком и основателем психоанализа, норма определяется как результат эффективной работы человеческого психического аппарата, включающего бессознательное, сознание и преодоление детских конфликтов. Для Фрейда норма - это отсутствие патологических симптомов или неврозов, в то время как отклонение представляет собой нарушение равновесия между требованиями индивида и требованиями общества. Фрейд также выделил несколько стадий нормального психосексуального развития, отклонение от которых может привести к патологии.
Согласно концепции Чезаре Ломброзо, итальянского юриста и криминолога, норма и отклонение зависят от взаимосвязи между биологическими факторами и общественными условиями. Ломброзо считал, что патологическое поведение связано с аномальной природой человека, которая может быть объяснена генетическими или физическими отклонениями. Он также отмечал влияние внешних факторов, таких как негативное окружение и социальные условия, на формирование патологического поведения.
Таким образом, биопсихологические концепции Фрейда и Ломброзо вносят свой вклад в понимание нормы и отклонения. Психоаналитический подход Фрейда сфокусирован на внутренних конфликтах и невротических симптомах, в то время как Ломброзо акцентирует внешние факторы и биологические отклонения. Оба подхода рассматривают норму и патологию как результат взаимодействия между индивидом и его окружением.
• Подберите примеры различных социальных отклонений (негативных, нейтральных, позитивных).
В социологии и психологии существует классификация различных типов социальных отклонений, которые могут быть негативными, нейтральными или даже позитивными.
Негативные социальные отклонения - это девиации от социального нормирования, которые считаются неакцептабельными или неблагоприятными в конкретном обществе. Примеры негативных социальных отклонений включают преступные действия, такие как кража, насилие или мошенничество. Такие действия противоречат законам и социальным нормам, их совершение может привести к криминальной ответственности.
Нейтральные социальные отклонения - это поведенческие или физические особенности, которые не вызывают ни положительных, ни отрицательных реакций в сообществе. Например, носить необычную одежду или иметь уникальный стиль в области искусства не является негативным или позитивным социальным отклонением, а является просто индивидуальным выражением стиля и предпочтений.
Позитивные социальные отклонения - это поведенческие или физические особенности, которые считаются ценными или выдающимися в определенном обществе. Они отличаются от общепринятых стандартов и воспринимаются как индивидуальные качества, которые вносят положительный вклад в общество. Примеры позитивных социальных отклонений могут включать героические поступки, научные открытия или творческие достижения, которые восхваляются и признаются в обществе.
Важно отметить, что восприятие социальных отклонений может различаться в зависимости от культурных, социальных и исторических контекстов. То, что может считаться отклонением в одной культуре, может быть нормальным или даже похвальным в другой. Также восприятие отклонений может изменяться со временем, поскольку социальные нормы и ценности эволюционируют.
Занятие № 2
(семинарское)
Тема: Причины и факторы формирования девиантности. Биосоциальные причины и факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение личности.
Цель: сформировать представление об основных детерминирующих факторах отклоняющегося поведения
Основные понятия: детерминация – это понятие, которое относится к воздействию наследственных и биологических факторов, а также конституциональных характеристик на развитие личности. Оно подразумевает, что эти предпосылки имеют существенное влияние на формирование поведения и характера человека.
внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки ДП – связаны с наследственностью и генетическими факторами, а также с физиологическими характеристиками личности. Они могут определять такие аспекты личности, как темперамент, способности, склонности к определенным видам поведения.
внешние социальные условия ДП- относятся к тем факторам, которые имеют важное влияние на формирование личности и поведения, но находятся вне ее самой. Это может быть семья, среда обитания, общество, национальные и культурные традиции и другие общественные воздействия. Они могут включать в себя такие параметры, как социальный статус, образование, доступ к ресурсам и возможностям.
антропологическая теория- относится к изучению человека как биологического и социокультурного существа. Такая теория полагает, что поведение и характер связаны с индивидуальными и коллективными особенностями человека.
этологический подход- основан на изучении поведения животных и его применении к объяснению человеческого поведения. Он сосредоточен на определении биологических и эволюционных факторов, которые могут влиять на личность и поведенческие аспекты человека.
психогенетический подход- связывает генетику и психологию в изучении развития личности. Он стремится определить взаимодействие генетических факторов и окружающей среды, влияющих на формирование характера и поведения человека.
нейродинамический подход- изучает связь мозговой деятельности и поведения. Он основан на предположении, что активность нейронов и электрохимические процессы в мозге определяют наше поведение и состояние.
теория аномии- относится к объяснению преступного поведения с помощью несоответствий и расстройств в нормах и ценностях общества, что приводит к дезорганизации и потере цели у индивидов.
теория социального напряжения- утверждает, что преступность и асоциальное поведение возникают в результате социальных неравенств и конфликтов, вызванных напряжением в обществе.
субкультурная теория- относится к изучению формирования и влияния субкультур на развитие личности и поведение. Она утверждает, что специфические группы и сообщества могут создавать свои собственные нормы, ценности и стандарты поведения, которые отличаются от общественных.
теория наклеивания ярлыков- объясняет преступное поведение через влияние отрицательных этикеток и стигматизации, которые общество присваивает индивиду.
теория конфликта- утверждает, что преступность и асоциальное поведение возникают из-за конфликта между различными социальными группами с разными интересами и стремлениями.
теория дифференциальной ассоциации- предполагает, что преступность и нарушения возникают из-за недостаточности адекватных норм и ценностей, а также преобладания ассоциаций с преступными и девиантными индивидами.
виктимология- это наука, изучающая жертв и преступлений, включая их характеристики, динамику, влияние на жертв и предложения по предотвращению преступлений. Она также анализирует факторы, которые могут сделать человека более уязвимым для преступлений.
Подготовка к занятию.
• Изучить предложенную литературу.
• Выписать в тетрадь и сравнить основные подходы к детерминации девиантного поведения
• Подготовиться к обсуждению вопросов по теме
Ход занятия.
Обсуждение вопросов:
• Что такое детерминация отклоняющегося поведения?
Детерминация отклоняющегося поведения – это процесс понимания и объяснения причин и факторов, которые влияют на появление и развитие отклоняющегося поведения у людей. Отклоняющееся поведение отличается от нормы и может проявляться в виде агрессии, нарушений в области учебы, нарушений в социальной адаптации, злоупотреблений наркотиками и преступности.
Определение и понимание детерминации отклоняющегося поведения включает в себя множество факторов. Это могут быть генетические и биологические факторы, которые могут влиять на нашу склонность к поведению. Например, неконтролируемые эмоции или повышенная эмоциональная реактивность могут быть фактором, способствующим нарушительному поведению.
Показать больше