Фрагмент для ознакомления
2
Вступление старшего дошкольника в школьный период – это важный и весьма ответственный шаг в жизни ребенка. Подобное обусловлено тем, что такого рода шаг предполагает переход ребенка к иному образу жизни, новым для него условиям деятельности, к установлению новых социальных связей.
В этом случае ребенок не только должен физически и интеллектуально быть готовым к школьному обучению, но и испытывать интерес к школе.
Однако родители нередко необходимого значения этому не придают. Иными словами, не все родители стремятся воспитывать интерес к школе. Однако именно интерес к школе является в числе прочего определяющим показателем готовности его к школьному обучению и предпосылкой успешности учебной деятельности.
В связи с этим рассмотрение темы «Воспитание у старших дошкольников интереса к школе» является актуальным.
Отдельные аспекты интереса к школе старших дошкольников нашли свое отражения в работах таких исследователей, как И.Н. Агафонова К.Ю. Белая В.И. Василевский А.Л. Венгер Л.С. Выготский Н.И. Вьюнова Ю.В. Давыдова Н.В. Елфимова Е.Е. Кравцов И.А. Хоменко Г.И. Щукина и др. Тем не менее целостного сследования проведено не было.
Проблема исследования заключается в необходимости выделения психолого-педагогических условий для эффективного воспитания интереса у старших дошкольников к школьному обучению.
Объект исследования – интерес старших дошкольников к школе.
Предмет – педагогические условия, методы воспитания у старших дошкольников интереса к школе.
Цель работы – разработать психолого-педагогические условия формирования интереса старших дошкольников к школе.
Задачи работы:
− определить понятие интереса и его структуру;
− описать проблемные вопросы интереса к школе у старших дошкольников;
− раскрыть методы и формы воспитания интереса к школе;
− предложить психолого-педагогические условия формирования интереса старших дошкольников к школе.
Методы исследования: анализ публикаций по рассматриваемой теме, метод сравнения, метод синтеза полученной информации.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Теоретические основы воспитания интерес к школе у старших дошкольников
1.1 Понятие интереса и его структура
При рассмотрении интереса к школе в первую очередь необходимо рассмотреть его суть.
Интерес являет собой важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и от рождения не присуще человеку. Интересы имеют универсальным значением непосредственно в жизни ребенка потому как, с точки зрения Л.С. Выготского, они были заложены в основе культурного и психического развития ребенка. Кроме этого, интерес неизменно отвечает за личностный способ включения субъекта в ту или иную деятельность, формируя при этом его отношение к определенной деятельности, а также его социальную позицию. Наряду с этим, интерес предопределяет характер отражения ребенком объективной действительности, при этом ориентируя на конкретное, избирательное отношение к тем или иным обстоятельствам, а также ориентирует познавательную деятельность старшего дошкольника [2, 76].
Интерес как таковой (от лат. interesse – это иметь особое значение) может управляет деятельностью ребенка, начиная с начала его жизни. Интерес, возникающий в сознании, практически всегда предшествует познанию того или иного объекта. С точки зрения Т.А. Березиной и Э.Е. Галкиной, только интерес может удерживать внимание, смещающегося с одного элемента объекта непосредственно на другую, достаточно продолжительное время для того, чтобы старший дошкольник смог воспринять все единство, а также всю сложность этого объекта, не позволяя при этом ему отвлекаться на разного рода побочные раздражители. Важно и то, что без такого рода фокусирующего интереса на определенных объектах внимание ребенка нередко будет беспорядочным образом блуждать [5, 21].
Иными словами, интерес – это некое внешнего условия наиболее эффективного восприятия, потому как он играет в процессе восприятия роль внутреннего принципа отбора материала.
Недостаточным было бы развитие мышления без интереса процесса со стороны ребенка. В этом случае взаимоотношения между интересом и функциями мышления так широки, что если в процессе развития дошкольника нет аффективной поддержки со стороны интереса, то подобное негативным образом может влиять на процесс развития интеллекта. Согласно отечественным исследователям, интеллектуальная активность у дошкольника в целом подчеркивается и затем направляется интересом. Также интерес оказывает влияние на ориентированность внимания и мыслей ребенка [15, 98]. Согласно психолого-педагогической и методической литературе имеющаяся у старшего дошкольника потребность в знаниях, ориентирующие его в окружающей действительности очень важны для будущего первоклассника [14, 144].
Дошкольники под непосредственным влиянием интереса стараются в предмете выявить те или иные новые стороны, которые привлекают их внимание, стараются установить максимально глубокие связи и отношения в разного рода явлениях.
Интерес – это также вид деятельности, в рамках которой предусматривается определенный уровень самостоятельности начиная от постановки проблемы и до контроля, самоконтроля, а также коррекции, с обязательным переходом от выполнения максимально простейших видов деятельности к уже более сложным, обладающих характером поисковой и познавательной активности [16].
Интерес в отечественной науке рассматривается с нескольких позиций. Так, с одной позиции (например, с точки зрения Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Е.И. Щербаковой и других исследователей), интерес понимается как эффективность процесса познавательной деятельности ребенка либо отдельной группы детей, имеющая уравновешенную стабильность, а также зависящую от сформированности у
дошкольника познавательных способностей. При этом с другой позиции (например, З.Ф. Чехловой, Г.И. Щукиной и др.) познавательная активность ребенка понимается как отдельное качества, а также личностное образование [12, 88].
Интерес как таковой исходит непосредственно из потребности дошкольника в новых знаниях и новых впечатлениях, что каждому характерно практически от рождения. У старшего дошкольника можно обозначить три этапа формирования интереса.
1. Начальная стадия интереса, для которой характерно наличие воли, познавательного интереса, а также мотивов.
2. Поисковая познавательная активность, подразумевающая наличие и постановку проблемы все теми алгоритмами и способами, которыми он обладает, получение с помощью них новых знаний.
3. Испытательная познавательная активность – понимается как результатом и одновременно применением на практике полученных знаний.
С позиции Ю.П. Азаровой, интерес, который появляется на этапе поиска, напрямую связан со стремлением узнать, при том, как интерес следующего этапа связывается со стремлением попробовать. При этом испытательная мотивация появляется у ребенка вместе с пониманием и затем исчерпывается исключительно результатами собственных действий [3].
По мнению Л.С. Выготского, перед учеником после полученного результата снова обозначается проблема, для разрешения которой этот применяет все те знания, которые были им получены предыдущим решением, в этот случае можно говорить о зоне ближайшего развития [9].
По словам К.Ю. Белой и М.М. Цапенко, процесс развития интереса в первую очередь определяется качественными изменениями, которые отражаются в содержательном или энергетическом показателях. В этом случае энергетический показатель показывает заинтересованность ребенка в деятельности, познании, самопознании, а также настойчивость в познании. В отношении содержательного показателя можно сказать, что он характеризует
результативность деятельности при получении знаний, а также выделение разных культурных содержаний в ситуации [4, c. 41].
Следует подчеркнуть, что уровень интереса – это не неизменная характеристика индивида, которая зависит исключительно от специфики его нервной системы, а она определяется уже в первые месяцы и годы жизни ребенка и далее изменяется под непосредственным влиянием окружающей среды, учения, общения и иных видов деятельности, в которую этот ребенок включен [13, c. 52].
Принято выделять такие уровни интереса, как: 1) высокий уровень: в этом случае будущий первоклассник характеризуется глубокой, сильной и устойчивой познавательной активностью, выступающей в качестве стержневого мотива учебной деятельности. Ему характерны сосредоточенность, увлеченность, интеллектуальная активность, а также положительные эмоции в учебной деятельности; 2) средний уровень: дети показывают избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях педагога, предпочитают в основном поисковый, более реже – это репродуктивный вид учебной деятельности. При этом познавательный интерес в качестве мотива учения занимает в структуре мотивации учения среднее место; 3) низкий уровень: будущий первоклассник в процесс занятия самостоятельно не включаются, они не отвечают по собственному желанию на вопросы взрослого. Такие дети не систематически выполняют задание, что снижает качество и объем приобретаемых знаний [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. – 1999. – № 1. – C. 20 -21.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Педагогика, 2016. – 288 с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Элизе Трэйдинг, 2002. – 257 с.
4. Белая К.Ю., Цапенко М.М. Родителям будущих первоклассников. – М.: Шк. кн., 2017. – 148 с.
5. Березина Т.А., Галкина Э.Е. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: метод. рекомендации. – СПб.: Питер, 2017. – 88 с.
6. Василевский В.И. Формирование мотивов познавательной деятельности личности. – Краснодар, 2017. – 298 с.
7. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1989. – 324 с.
8. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / под. ред. А.М. Валеева. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2017. – 272 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: «Смысл». 2013. – 486 с.
10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академ. проект, 2019. – 156 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Пед. о – во России, 2013. – 488 c.
12. Готовность к школе / под ред. Дубровиной. – М.: Педагогика 2017. – 144 с.
13. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М.: Психологич. образование, 2014. – 235 с.
14. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М.: Педагогика, 2010. – 275 с.
15. Давыдова Ю.В. Как подготовить ребёнка к школе. – М.: Эксмо, 2018. – 294 с.
16. Диагностика психического развития детей: пособие по практич. психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка–Пресс, 2015. – 225 с.
17. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопр. психологии. – 1999. – №2 – С. 22-26.
18. Кравцов Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 276 с.
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Педагогика, 1991. – 178 с.
20. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Психология. – 1988. – №1. – С.11-16..
21. Хоменко И.А. Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? / И.А. Хомченко // Народное образование. – 2010. – № 6. – 2010. – С. 247- 253.
22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2019. – 220 с.