Фрагмент для ознакомления
1
1. Расставьте ударения в выделенных словах.
2. Исправьте и объясните лексические ошибки
3. Из двух форм сказуемого, помещенных в скобках, выберите нужную. Объясните ваш выбор.
4. Найдите и исправьте синтаксические ошибки в построении предложений. Объясните ваш выбор.
5. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных. Объясните ваш выбор.
6. Найдите в приведённых предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте и объясните правильный вариант.
7. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните ваш выбор. Определите, к какому стилю относится текст.
Фрагмент для ознакомления
2
2. Каждое слово несет выполняет определенную функцию в предложении. (несет надо заменить выполняет, т.к. функцию нельзя нести, выполнять функцию – устойчивое выражение).
3. Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне втайне (втуне имеет лексическое значение напрасно, надо заменить на слово «втайне»).
4. Наша страна выбрала демократический демократичный путь развития (демократический – основанный на демократии, а демократичный – свойственный широким слоям народа, простой).
5. Когда Марина вышла из кабинета, на в глазах у нее еще стояли слезы. (неправильно употреблен предлог, «на» заменить на «в»).
6. Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у него простыни. (местоимение третьего лица не дает понимание имени собственного, поэтому надо заменить на конкретное существительное, например, «не мокрые ли у писателя» простыни). Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у писателя простыни.
7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! (допущена тавтология, т.к. слово сувенир – памятный подарок, поэтому слова «на память» – лишние)
8. Ностальгия по родине не давала им покоя. (в данном предложении «по родине» - тавтология).
9. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов. (государственных – лишнее, см. определение закон).
10. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. (национального – лишнее, т.к. менталитет подразумевает, что речь идет о национальности).
3. Из двух форм сказуемого, помещенных в скобках, выберите нужную. Объясните ваш выбор.
1. Озеро Ильмень (расположен, расположено – сказуемое нужно согласовать с подлежащим озеро, которое выражено существительным среднего рода) недалеко от Новгорода. Озеро Ильмень расположено недалеко от Новгорода.
2. Женщина - врач (дал, дала - сказуемое нужно согласовать с подлежащим женщина, которое выражено существительным женского рода) направление в больницу. Женщина – врач дала направление в больницу.
3. Любопытство, а не жажда познания (взяли – два однородных подлежащих согласуются со сказуемым во множественном числе, взяло) верх. Любопытство, а не жажда познания взяли верх.
4. Наградили тех, кто (были инициаторами, был инициатором – подлежащее, выраженное местоимением кто, согласуется со сказуемым только в единственном числе) соревнования. Наградили тех, кто был инициатором соревнования.
5. Печать, в частности стенные газеты, (должна – сказуемое должна нужно согласовать с подлежащим «печать» в форме единственного числа женского рода, должны) играть большую роль в пропаганде передового опыта. Печать, в частности стенные газеты, должна играть большую роль в пропаганде передового опыта.
4. Найдите и исправьте синтаксические ошибки в построении предложений. Объясните ваш выбор.
1. Эта организация должна координировать и руководить всеми работами. (однородные сказуемые, выраженные глаголами, управляют разыми формами существительных: координировать (что, винительный. падеж), руководить (чем, творительный падеж), поэтому после первого сказуемого должно стоять сказуемое в винительном падеже). Эта организация должна координировать работы и руководить ими.
Показать больше